0
6144
Газета Наука Печатная версия

11.10.2022 18:35:00

Транзит из варяг в греки – через Москву

Инженерно-географическая реконструкция крупнейшего инфраструктурного проекта Средневековья

Владимир Евдокимов

Об авторе: Владимир Иванович Евдокимов – кандидат географических наук, доцент Московского городского педагогического университета.

Тэги: история, география, средневековье, торговля, политика, варяги, из варяг в греки


история, география, средневековье, торговля, политика, варяги, из варяг в греки Достаточно поинтересоваться: «Почему ладьи не падают набок? Почему они самоходные (люди ведут ладьи на поводке)? Кто вымостил бревнами дорогу?» – и у зрителей появляются на лицах широкие улыбки. Николай Рерих. Волокут волоком. 1915

Москва – великий мировой город, столица великой державы. Датой ее основания считается 1147 год. Тогда, согласно Ипатьевской летописи, в «граде Москове» произошла встреча ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого и новгород-северского князя Святослава Ольговича. Встретились, а «наутро повелел Игорь устроить обед силен». О причинах же возникновения города говорится общими словами: дескать, Москва представляла собой связующее звено между важными торговыми путями. Какие это пути? В чем их важность? А другие города – связующие звенья почему не стали такими великими? Чтобы ответить на эти вопросы, начинать придется от истоков Руси.

Европейцы с окраины

Существует отправное начало в русском самосознании, определяющее государственность России, ее хозяйство, историю, культуру, науку, быт. Это Путь из варяг в греки (ПВГ). Это изначальный постулат. Вследствие этого мы, россияне, – члены семьи европейских народов. Только центр Европы где-то на западе, а мы – европейцы с окраины, поэтому обязаны уважать Европу и учиться у нее. Это само собой разумеется, исходя из отправного начала русского самосознания.

ПВГ был оживленным, по нему проходили купцы, воины, везли товары, добычу, на нем появились два могучих русских города: Киев и Новгород. Именно в Новгороде стал княжить призванный новгородцами варяг Рюрик. А с объединения Киева и Новгорода в 882 году Вещим Олегом появляется Киевская Русь и начинается наша государственность.

Литературы о ПВГ – бескрайнее море. Это море пугает. Но оказывается, что страх этот безосновательный, так как в море литературы о ПВГ есть всего два источника, из которых о нем известно.

Источник 1. Повесть временных лет (ПВЛ). В ней излагается маршрут ПВГ: «…был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река».

Люди, знакомясь с этим текстом, верят, что именно так проходил маршрут ПВГ и именно на нем образовались древние русские города Киев и Новгород…

Между тем Ловать и Днепр в верхних течениях несудоходны, Волховские и Днепровские пороги непроходимы, озера Ильмень и Ладожское для речных плавсредств недоступны. Но это надо сообразить, а читателю трудно это сделать, тем более что он «Повесть временных лет» воспринимает на веру.

Источник 2. Книга, приписываемая византийскому императору Константину VII Багрянородному (Порфирородному) (908–959 годы н.э.) «Об управлении империей», а именно – глава 9: «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь». Это подробный, авторитетный, а потому главный источник.

Надо сказать, что, несмотря на авторитет исторических книг, их мало кто читает. Делают это профессионалы (историки, археологи, этнографы и т.п.). О критическом отношении к прочитанному и речи нет. А ведь главу 9 без улыбки читать нельзя: плавсредство (моноксил) не реконструируется, то есть неизвестно, на чем плывут киевляне. Они отправляются в путь не в апреле, в половодье, когда уровень воды в Днепре повышается на 5–10 м, а в июне, в межень, то есть во время низкого стояния воды, проходят непроходимые пороги в обе стороны, везут с собой мачту, парус, киль. А моноксилы сами делать не умеют, их пригоняют из Смоленска и Чернигова, они и уключин делать не умеют, со старых на новые переносят, а товар – рабы в цепях...

Итого. В источниках, повествующих о ПВГ, подтверждения ПВГ нет. Тогда зачем же существует Путь из варяг в греки?

А чтобы утвердить в сознании: русская государственность имеет европейское происхождение, она пришла с Запада и распространилась полосой по устоявшемуся ПВГ, на котором сомкнулась с византийской культурой. Это значит, что варяги, греки и иные европейцы первичны, а славяне, русские вторичны. Все, что восточнее ПВГ, имеет периферийный характер. То есть Русь (а сейчас Россия), конечно же, принадлежит европейской цивилизации, но так сказать, сбоку припека.

Миф завораживает

Написано о пути из варяг в греки действительно много, но капитальных работ две, и обе не подтверждают существование ПВГ.

Еще в 1950 году было опубликовано обстоятельное, с привлечением большого количества источников исследование С.В. Бернштейна-Когана «Путь из варяг в греки». Бернштейн изначально полагал, что какой-то путь таки здесь был, да только, дескать, скептики вносят в него ограничения. Понятно, что и вывод был им подан с оглядкой на постановку задачи – «единой транзитной магистрали не было, но зато были три ее части: Смоленско-Новгородско-Балтийская, с XIII века; Греческая, связь Киева с Византией до XIII века; Киевско-Новгородская, для внутренних сношений».

Проще говоря, Бернштейн оставляет путешествия киевлян, описанные в Главе 9, но, понимая, что она выглядит нелепо, обрамляет их двумя лукавыми тезисами. Ими он и «прикрылся» из опасения обретения неприятностей: великие историки, например В.О. Ключевский и С.М. Соловьев, считали, что ПВГ существовал. В 1930–1940-е годы Бернштейн находился в заключении в Дмитровлаге и ударно трудился на строительстве канала им. Москвы. Опытный ученый, он хорошо знал уровень взаимоотношений в среде советских научных деятелей и вел себя аккуратно.

В 2007 году опубликовано исследование Ю.Ю. Звягина «Путь из варяг в греки – тысячелетняя загадка истории». Автор скрупулезно рассмотрел ПВГ, побывал во многих его местах и никаких его подтверждений ни в натуре, ни в письменных источниках не обнаружил. И он строг, внимателен, он как бы подстраивается под историков, он готов к дискуссии с корифеями, он капитально к ней подготовился. И что? Никто из историков вести с ним дискуссию не станет – максимум, на что решатся историки, это снисходительно похлопать журналиста по плечу и посоветовать заниматься тем, чему учился, а уж с историей они сами как-нибудь разберутся.

10-12-1-650.JPG
Путь из варяг в греки и далее вокруг Европы, и Киевская Русь как очевидная
окраина Европы в представлении современных историков. 
Карта с сайта www.vksrs.com
































После работы Звягина на этом пути новых результатов достичь в принципе невозможно. Подтверждений ПВГ нет. Никаких. Никто не проходил.

ПВГ не было, но он есть, значит, ПВГ – это миф, и у него имеются последствия:

– до появления ПВГ в этом месте была дикая территория. Русь появилась только потому, что через эту дикую территорию прошел ПВГ;

– Русь является закономерным порождением связи между Римом (Византией) и Европой и, следовательно, вторична относительно Рима и Европы.

Так как сейчас Рима уже нет, но все еще есть Европа, то Русь вторична относительно Европы. Отсюда – вторичность российской цивилизации относительно европейской, западной, ее извечная отсталость; ее подчиненность – государственная, научная, техническая, культурная, военная, образовательная, организационная – любая; подражательный ее характер, обусловливающий право Запада оценивать Россию и обязывающий ее принимать эти оценки и выполнять рекомендации.

А любой миф важен еще и тем, что дает возможность пытливым исследователям его комментировать, уточнять, подтверждать и разоблачать, а также обмениваться мнениями на конференциях, семинарах и симпозиумах, сообщать на лекциях и включать в монографии. Это всепоглощающий метод представления громадного множества доказательств различного уровня вплоть до самых мелких. В итоге за деревьями не видно леса, но это никого не смущает, поскольку для научной структуры процесс важнее результата, так как он дает возможность постоянно себя показывать и быть в авторитетном научном сообществе авторитетным человеком. Результат прекращает процесс. Кому охота? Такова научная деятельность, об этом все знают, но стесняются сказать.

В реальной жизни наоборот. Вот российская денежная купюра 1000 рублей. На ней проставлена дата выпуска, 1997 год, а в обращении находятся три модификации: 1997-й, 2004-й и 2010 годы. У этих купюр имеется до 15 признаков защиты. Их поиск, описание, сравнение купюр разной модификации – чрезвычайно интересный, увлекательный, захватывающий и длительный процесс! А опытная кассирша, посмотрев купюру на просвет и увидев на ней водяной знак в виде портрета Петра I, мигом определит ее как поддельную, так как на ней должен быть водяной знак в виде портрета Ярослава Мудрого. Это результат, после достижения которого поддельная купюра выводится из оборота, а тема закрывается.

Разница в подходах – существенная!

Нам важен результат, и мы, опираясь на свои знания, умения, навыки, проведем инженерно-географическую реконструкцию ПВГ.

Что такое река

Река – это водный поток, текущий в образованном им русле. Поток, текущий – это не тавтология, а двойной акцент для запоминания. До середины XIX века, до появления пароходов, на реках Русской равнины судоходство было сплавным: сверху вниз, по течению, сплавом. А на пути из варяг в греки, согласно ПВЛ и Главе 9, надо плыть против течения Невы и Волхова, а обратно – против течения Днепра, что невозможно.

И этого вполне достаточно, чтобы признать ПВГ выдумкой.

10-12-4-650.JPG
Рязань (Киев-на-Оке) в конце XII – первой
трети XIII века. Город расположен на правом
берегу р. Оки. В северной его части, в месте
впадения р. Прони, контролируя начало
Окско-Донского волока, стоит
Ново-Ольговская крепость. 
Реконструкция Г.В. Борисевича
Невозможно и плыть сначала по ПВГ, а потом до Царьграда и вообще вокруг Европы. Главная опасность судоходства на реке – мель. Чтобы ее пройти, плавсредство строится плоскодонным. На озере или море такая опасность – волна, на которой плоскодонное плавсредство разломится. Чтобы волну резать, плавсредство строится килевое. Потому в устьях судоходных рек и построены порты – для перевалки грузов с речных судов на морские.

Речные суда при сплавном судоходстве одноразовые. Так, еще в XIX веке по Волге ходили барки – здесь доски соединялись деревянными шипами или просто связывались веревками (шитики). На них сплавляли товары вниз, до Царицына и Астрахани. Там товары продавали, а суда разбирали на доски и дрова.

Это дополнительно подтверждает невозможность ПВГ. Бернштейн и Звягин к этому подошли и остановились, опасаясь завершить процесс, так как новую тему сформулировать не смогли.

А мы процесс завершим и новую тему предложим:

Путь из варяг в греки не существовал, так как невозможен. Он невозможен по маршруту Балтика – Черное море. Возможен ли он по иному маршруту? И, если возможен, то есть ли тому подтверждения? И если есть, то не является ли ПВГ по иному маршруту государствообразующим началом Руси? Какое это начало?

Что такое Русская равнина

Если посмотреть на физическую карту Русской равнины, то северная часть ее будет зеленой, то есть низменной, а южная представляет собой чередование меридионально вытянутых низменностей и возвышенностей. С учетом того, что перемещение людей и грузов в древности происходило по рекам, это определяет три транспортных коридора: Волховско-Днепровский (между Приднепровской и Среднерусской возвышенностью плюс Смоленская и Валдайская); Окско-Донской (между Среднерусской и Приволжской возвышенностью); Волжский (между Приволжской возвышенностью и Уралом).

Так как Волховско-Днепровский водный транспортный коридор (тот, где рисуется мифический путь из варяг в греки) невозможен, то остаются два. Волжский вполне проходим, использовался, но очень уж он после впадения Оки долгий и оттого полностью проявился позже (Афанасий Никитин прошел Волгой в Каспий только в середине XV века). Да и идет на Восток – там персы, арабы, а не греки. Остается Окско-Донской, или, говоря словами историка М.Н. Тихомирова, «средиземноморское направление» хозяйственных связей Москвы.

Маршрут в этом направлении выстраивался так: Москва – сплав по Москве-реке до Коломны – сплав по Оке до впадения справа р. Прони – преодоление системы Окско-Донских волоков – сплав по Дону – Черкасск (ныне станица Старочеркасская) – Азов. Никаких порогов или плавания против течения. В Черкасске – торговля, продажа судов на дрова, в Азове – то же и пересадка на морское судно – плавание по Черному морю – Константинополь. Ключевой участок средиземноморского направления пути – Окско-Донские волоки.

О волоках вообще все упоминают. Но почему-то считается преодоление волока как бы туристической забавой. Нет, волок – это гидротехническое сооружение, включающее в себя разведанные водные пути, дороги, съезды и подъемы, тягло (лошади), пункты наблюдения, телеги и колесные пáры, инструменты, стройматериалы и проч. А главное – людей, которые эти волоки обслуживали.

Окско-Донской волок насчитывал не менее пяти вариантов пути: от северного – вверх по Проне до оз. Шат и оттуда в Дон (так хотел соединить Оку и Дон Петр I), до южного: по Проне, Ранове, Хупте, через междуречье в Становую Рясу и Дон (Рясский волок) – так провели по указанию Ивана III домой посла султана Кафы Алакоза в 1502 году.

Есть и историческое свидетельство – рассказ Игнатия Смольянина о третьем путешествии митрополита Пимена в Царьград в 1389 году. Причина – борьба Пимена с Киприаном за право стать митрополитом всея Руси. Решался вопрос в Константинополе Римским императором и Константинопольским патриархом. Смольянин повествует о том, как 13 апреля на четырех судах (три струга и один насад) Пимен вышел из Москвы, 17-го был в Коломне, 25-го – в Переяславле Рязанском (ныне Рязань), 29 апреля – на Дону, 19 мая – Великая Лука (там, где Дон, текущий на юго-восток, огибая Донскую гряду, поворачивает на юго-запад), 26 мая суда прибыли в Азов. Пересев на морское судно, с различными приключениями, Пимен и его спутники прибыли в Царьград 29 июня. Время в пути – 78 суток.

10-12-5-650.JPG
Путь из варяг в греки: перемещение на запад,
ближе к Европе, в XVIII–XX веках с целью
исторического обоснования Санкт-Петербурга
в качестве якобы наследственной русской
столицы и превращения тем самым России
из мировой державы в европейскую страну. 
Реконструкция В.И. Евдокимова
Царьград, Константинополь – это греки.

А где варяги? Есть ли они?

Кто такие варяги

Варяги прославились по всей Европе. Самоназвание их неизвестно, а разные народы называли их по-разному: викинги (люди заливов), варанги, норманны, дубгаллы, аскеманны (ясеневые люди), финнгаллы датчане, мадхус (чудовища). Объединяло их то, что это были водные (речные и морские) разбойники. Они не только держали в страхе побережье Европы и Средиземного моря, но и создавали там свои государства: Англию, Нормандию, Сицилию…

Из ПВЛ можно узнать еще пять названий варягов: русь, шведы, норманны, англы и готы. Варягов-русь, согласно ПВЛ, и призвали славянские племена править собою. Что это были за варяги? Где они жили? За морем. За каким? И есть ли их следы, допустим, в русской топонимии?

Есть! Это Варегово болото под Ярославлем и названные по нему поселок Варегово, деревни Лесное Варегово, Дальнее Варегово. Варегово болото имеет площадь более 5 тыс. га, образовалось на месте озера. «Морем» в давние времена именовалось обширное пространство, занятое водой. То есть это могло быть как безбрежное море, так и большое озеро. Вот и «пошли за море к варягам, к руси» – так написано в Повести временных лет. Море – Варяжское (ныне Варяжское болото), русь – название живших там варягов, по которым и названо море-озеро.

Но это Верхневолжье. От Днепра далеко. Далеко и от Балтийского моря, которое иногда называют Варяжским и потому считают, что посылали к варягам именно за Балтийское море. Это вроде бы с очевидностью указывает на русскую государственность, полученную от Европы, а значит, на вторичность России относительно Европы.

Русский каганат

Но, может быть, кто-нибудь из отечественных историков кроме изучения исторических источников ранее посмотрел на географическую карту? Увидел Верхневолжье? Да, посмотрел. Сделал это П.П. Смирнов и итоги исследований изложил в книге «Волзький шлях i стародавнi Руси» («Волжский путь и древние русы»), которую издал в Киеве в 1928 году. Книга настолько сенсационная, что ее никто не комментирует. Хорошо, если упомянут, да и то мельком.

Вот итоговая цитата из нее: «Мы констатируем, что начало истории Руси наиболее тесно было связано с историей водного пути на Волге. Волга стала той купелью, в которой разные этнографические наслоения срослись в одно народное тело, получили свое новое, «русское» имя, обогатились новой, русской культурой и добились первого политического проявления в «Русском каганате».

Вывод, конечно, исключительной силы, но откуда? Из хорошего знания географии и скрупулезного анализа исторических источников.

Сенсация нешуточная: одним махом предается забвению ПВГ по маршруту Балтика – Черное море, а с ним и привычное начало русской истории. Европа смещается «из центровых в маргиналы», и, оказывается, что-то свое лежит в основе Руси, превосходное, и его искать надо.

Этого мало. Своим положением о том, что «разные этнографические наслоения срослись в одно народное тело», Смирнов прямо указывает на изначальную державность Руси.

Смирнов преподавал в Киевском университете, арестовывался как агент польской разведки в 1923 году, освобождался, но находился в заключении до 1927 года. В 1928-м издал в Киеве написанную на досуге книгу, но преподавал уже в... Ташкенте. В 1937 году вернулся в Москву, преподавал в Историко-архивном институте. А ведь, казалось бы, подстраховался, как позже Бернштейн, – книгу написал на украинском языке и итоговый вывод сделал о том, что русская государственность развивается на Верхней Волге «аж до IX–X веков», а потом уступает первенство хорошо известному ПВГ из Балтики в Черное море. (Да, это же и представить невозможно: роскошная, обильная, богатая Волга (площадь ее речного бассейна – около 1,4 млн кв. км) уступает первенство Днепру (площадь бассейна – 0,5 млн кв. км!).

Но тогда как связать Вехневолжье с Царьградом? Надо просто посмотреть на географическую карту: зимний санный путь из Ярославля по Великой дороге (она и сейчас великая, хотя называется Ярославское шоссе) на Москву, ожидание ледохода в Москве, а оттуда описанный выше маршрут.

Вот это и есть изначальный путь из варяг в греки, реально существовавший, но впоследствии, на бумаге, историками и писателями XVIII–XX веков перемещенный на запад и там утвержденный.

Но на ПВГ, согласно Повести временных лет, располагаются два могучих русских города – Новгород Великий и Киев. Где они? В качестве ключа к поискам возьмем историю нашествия царя Батыя 1236–1240 годов.

11-12-1-650.jpg
Русская (Восточно-Европейская) равнина. С севера на юг хорошо выражены
три ложбины, разделенные возвышенностями, географически определяющие
изначальные магистральные речные транспортные пути.
Реконструкция В.И. Евдокимова

















































Новгород Великий

Новгород Батый не брал. Историки предположили (и это предположение стало общепринятым объяснением), что окруженный лесисто-болотистой местностью Новгород-на-Волхове оказался недоступен для монгольского войска. Что же это за такой важный город, который прячется в такой глухой местности, что до него и добраться невозможно? Почему он тогда важный?

Ответ – добраться-то можно, но… Например, товары с Моложской ярмарки доставлялись в Новгород-на-Волхове по Волге, Тверце, потом волоком в р. Цну (Вышний Волочек), оттуда в оз. Мстино, р. Мста… Как так? Ведь товары обычно доставляют из центра на периферию!

Значит, Новгород-на-Волхове и есть периферия Верхневолжского центра. Судя по географическому положению, задача его пограничная, Господин Великий Новгород – это не про него сказано. Батыю незачем воевать пограничье, тем более что на запад от Новгорода-на-Волхове ничего привлекательного для него нет.

А вот в традиционный торговый центр вокруг Ярославля, чтобы взять его «под себя», он пойдет непременно и даже в первую очередь, то есть прямо с него и начнет. А потом подчинит себе Булгар, разгромит Киев и русские княжества. И в школьных учебниках об этом прямо говорится, только надо внимательно читать: именно в Ярославле, оказывается, находился главный баскак; Ярославль, оказывается, дань собирал по всей Руси.

Вот это и есть Господин Великий Новгород.

Положение его аргументированно установлено, хотя звучит все еще непривычно. Но другого указать просто нельзя – это группа городов Верхневолжья, главный из которых Ярославль. Это сенсация, но она существует еще с XIX века, ярославские краеведы это знают. Дополнительно сошлемся на мнение академика Дмитрия Лихачева, считавшего, что ПВГ по маршруту Балтика – Черное море существовал. Он сообщал, что «Батый был русский, ярославец, из села Черемхи, и пришел под Ярославль отыскивать своего отца».

Киев

Сначала, в 1236–1239 годах, Батый покорил главное и трудное – Болгар, Рязань и северо-восток Руси. И только потом, в 1240 году, пошел в Европу. Так повествует история.

Официально считается, что Батый в сентябре 1240-го подошел к городу Киеву-на-Днепре и осадил его. В ночь на 6 декабря начался штурм. Татары пороками (осадные орудия, метательные машины) разбили стены Киева. Была злая сеча. Раненый воевода Дмитр попал в плен, но был Батыем пощажен за мужество. Через несколько лет папский посол Плано Карпини увидел разоренный большой город, о чем и сделал запись, на которую ссылаются историки.

Но этого не может быть!

Чтобы подогнать пороки под стены Киева, их надо переправить через Днепр. Летом для переправы нужны плоты, лодки – где их взять? Нужны люди, знающие Днепр – протоки, стремнины, водовороты, – они где? Переправившись, Батыю надо еще подняться на знаменитые днепровские кручи. Высота их над берегом Днепра до 100 м. И пороки поднять. А зимой?

Тогда где же располагался тот важный и влиятельный стольный град Киев, который взял Батый в начале похода 1237 года, прежде чем идти на Северо-Восточную Русь?

Рязань – это Киев-на-Оке

Если разгромленный Батыем стольный град Киев «сведен почти ни на что», то где еще на территории Руси есть такой значительный город, кроме того, который находился близ устья реки Прони в начале системы Окско-Донских волоков? Нигде. Только здесь и может находиться великий, славный, древний Киев (название его в арабских и персидских источниках переводится в русский письменный язык по-разному – Куява, Куявия, Куяба, Кутаба, Карбая, Кунаба, Кукияна) – мать городов русских.

Сейчас в районе устья Прони находится огромный, более чем на 70 га, историко-археологический музей-заповедник «Старая Рязань». Других таких в России нет. Многочисленные остатки домов и теремов, 15 кладов. Удивительные археологические находки, свидетельствующие о том, что город был явно столичный: двор литейщика, дворы металлургов, двор ювелира. Оказывается, жители города были искусными ювелирами: ожерелья, колты, серьги, знаменитые княжеские бармы. А ювелиры трудятся там, где есть спрос на ювелирные изделия. А такой спрос есть в столичных городах.

А чуть выше Старой Рязани, на правом берегу Оки, раскопано Ново-Ольговское селище, оставшееся от крепости, имевшей малые размеры, но мощные стены и кирпичную церковь. Обычное объяснение ее как форпоста Старой Рязани смысла не имеет. Это крепость запирающая, контролирующая и регулирующая вход в устье р. Прони плавсредств, следующих дальше, в глубь территории. Это – начало системы Окско-Донских волоков. Это и есть транспортно-географическая причина возникновения здесь великого города русской истории.

Это был город, не потерпевший поражение в битве, а в ней погибший. Город был взят, разрушен, а жители уничтожены с беспощадной жестокостью. Именно с его разгрома в 1237 году и начал Батый свой поход на Владимиро-Суздальскую Русь, что видно на всех исторических картах и всеми историками неоспоримо признается. В самой «Старой Рязани» вскрыты братские захоронения, большая часть скелетов имеет механические повреждения: разрубленные кости, черепа, наконечники стрел застряли в костях. Много отдельных черепов...

Но вот захоронений монгольских воинов здесь не обнаружено. Объяснение этого факта археологами поражает своей географической наивностью: «Не исключено, что их тела были отвезены в Монголию». Впервые в истории тела погибших военнослужащих стали доставлять на родину американцы во время корейской войны (1950–1953). Представьте: холодильники, теплоходы, железнодорожные вагоны-рефрижераторы, самолеты, порты, вокзалы...

А славянские захоронения в Старой Рязани свидетельствуют о том, что и защитники города, и штурмующие его были славяне. И придется вновь признать, что царь Батый не завоевывал, а объединял Русь в единое государство под собственным внешним управлением. Поэтому Киев-на-Оке ему не просто мешал, а был не нужен вообще, так как был великим городом-соперником.

Впоследствии память об этом в истории понадобилось удалить. Тогда историки и «спроектировали» на Киев-на-Оке (Куявию и т.д.) название расположенного выше по Оке г. Рязани (Резани, города, отрезанного ранее от Киева-на-Оке), а саму Рязань впоследствии (на бумаге) переименовали в Переславль Рязанский. А так как рязанцы, не зная об этом, продолжали называть Рязань Рязанью, то историки, добросовестно заблуждаясь, позже легко объяснили это тем, что они, местные жители, якобы название подсократили для удобства пользования.

Подмены маршрута ПВГ

Географическая карта – это максимально насыщенный источник сведений. Так вот, глядя на карту европейской части России и внимательно рассматривая ПВГ из Балтики в Черное море, мы легко обнаружим цель подмены маршрута ПВГ – Санкт-Петербург.

Сведения о ПВГ были получены Петром I в 1697 году во время путешествия в Восточную Пруссию в Кенигсберге в результате знакомства с Радзивилловской летописью. Ее основной частью является ПВЛ, в которой и утверждается маршрут ПВГ как путь из Балтики в Черное море. С Радзивилловской летописи была снята копия (с 1728 года – в библиотеке Петербургской академии наук). С середины XVIII века оригинал также находится в России.

Основанный в 1703 году царем Петром Санкт-Петербург с 1713 по 1918-й, то есть два века, являлся столицей России. Обоснование переноса столицы из Москвы кроме необходимости реформ должно было содержать и историческую преемственность. И «оказалось», что город, выстраиваемый Петром I в устье Невы, причем как столичный русский город, находится в самом начале Пути из варяг в греки. Точно так же, как находятся на ПВГ и два других древних русских столичных города, Новгород и Киев! Это «подтверждало» наследственность развития древнего русского государства Петром I, причем в «правильном», европейском направлении.

Причина подмены изначального пути из варяг в греки по маршруту Верхневолжье – Азовское море на маршрут Балтика – Черное море, таким образом, геополитическая: снижение статуса России как мировой, самостоятельной державы, на уровень европейских государств. Подмена была долгой и всеобъемлющей. Однако развитие России, хоть и медленно и трудно, но привело к прорастанию изначального, русского, сквозь наносное, европейское.

Символично: конец царствования Николая I – переход при дворе с французского языка на русский, образование Императорского Русского географического общества, образование русского большинства в Академии наук; конец царствования Николая II – три революции и возвращение столицы России в Москву с дальнейшим развитием России как мировой державы.

Причина появления Москвы

Процесс комментирования пути из варяг в греки, указанного в Повести временных лет по маршруту Балтика – Черное море, с очевидностью выдохся и перспектив не имеет. Какой же процесс должен прийти ему на смену?

Мы полагаем, что таковым должен стать процесс инженерно-географической реконструкции сведений о русской истории.

Подводя итоги и рассматривая в свете вышеизложенного историю Москвы и особенно ее происхождение, вывод можно сделать только один: Москва образовалась на р. Москве в силу уникального географического положения на Восточно-Европейской (Русской) равнине, а именно: на пути из варяг в греки (по маршруту Верхневолжье – Азовское море), соединяющем изначальную Русь и великий Рим.

Во-первых, это место перевалки грузов с гужевого транспорта на речной, а во-вторых, это центр речного судостроения, конструкционным материалом для которого послужил строевой лес Мещеры, клином выходящей к Москве-реке именно здесь (он сохраняется до сих пор к северо-востоку от Москвы в виде зоны «Лосиный остров», а в самой Москве – в виде парка «Сокольники»).

Встреча же князей Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича в Москве в 1147 году и знаменитый «обед силен» причинами возникновения Москвы, конечно, не являются, но приятно тешат самолюбие русского человека древностью столицы и милыми подробностями бытия.


Читайте также


Россия–Финляндия: счеты старые и новые

Россия–Финляндия: счеты старые и новые

Борис Подопригора

Инвентаризация отношений должна быть жесткой и прагматичной

0
257
Эхо Сталинграда в пространстве и во времени

Эхо Сталинграда в пространстве и во времени

Игорь Шумейко

Грандиозное сражение помогли выиграть работники транспорта

0
300
Переименуем – будем жить

Переименуем – будем жить

Юрий Юдин

Заметки об украинской и новороссийской топонимике

0
228
Новый Казахстан остается нашим старым другом

Новый Казахстан остается нашим старым другом

0
508

Другие новости