0
566
Газета Наука и технологии Печатная версия

26.01.2026 17:49:00

Дорожная карта колонизации Марса расписана на весь XXI век

Но пока никто убедительно не объяснил, зачем нужно наше присутствие на Красной планете

Тэги: космос, марс, полет на марс, экспедиция на марс, космонавтика, экономика, колонизация


космос, марс, полет на марс, экспедиция на марс, космонавтика, экономика, колонизация Даже терраформированный Марс останется источником непредсказуемых рисков для человека с Земли. Иллюстрация создана с помощью GigaChat

«Все население Марса прибыло с Земли. Они надеялись, что на Марсе им будет легче жить. Никто не может вспомнить, чем плоха была жизнь на Земле».

Курт Воннегут, «Сирены Титана»

Уже в первой декаде января 2026 года Конгресс США поддержал инициативу администрации президента США Дональда Трампа по отказу от программы Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) по доставке на Землю образцов пород с Марса (Mars Sample Return, MSR). Программа официально прекращена из-за ее чрезмерно высокой стоимости. Миссия MSR должна была доставить на Землю образцы грунта Красной планеты, уже собранные и упакованные в герметичные титановые капсулы марсоходом Perseverance. Стоимость программы к 2024 году составила 11 млрд долл. NASA пыталось снизить ее до 7 млрд… Увы, решение закреплено в новом законе о финансировании, который должен быть утвержден Конгрессом и подписан президентом США. Текст документа прямо указывает: «Соглашение не поддерживает существующую программу Mars Sample Return».

Луна – пишем, Марс – в уме

Но вообще-то культурная экспансия землян на Красную планету в принципе состоялась уже давно. Марс основательно «терраформирован» земными мемами. Вот только краткий перечень наиболее значимых литературных (не говоря о кинофильмах и прочей продукции масскульта) произведений: «Красная звезда» Александра Богданова (1908); «Марсианский цикл» Эдгара Райса Берроуза (1912); «Аэлита» Алексея Толстого (1923); «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери (1950); «Пески Марса» Артура Кларка (1951); «Сирены Титана» Курта Воннегута (1959); «Ночь на Марсе» братьев Стругацких (1960); «Марсианин» Энди Вейера (2014); «Сказка» Владимира Сорокина (2025)…

Важно, что в 2025-м эта культурологическая экспансия на Красную планету приобрела более или менее определенные научно-технологические очертания и, что может быть еще более важно, законодательные, институциональные рамки.

Что касается технологий. 13 ноября 2025 года ракета New Glenn, построенная компанией Blue Origin Джеффа Безоса, вывела на орбиту спутники NASA. Аппараты отправились к Марсу, а тяжелая разгонная ступень ракеты вернулась на Землю и совершила мягкую посадку на небольшую платформу. С этого момента New Glenn – самая мощная многоразовая ракета в мире (высота – 98 м, грузоподъемность – до 45 т). И это была всего лишь вторая попытка ее запуска: в январе прошлого года полезная нагрузка также была выведена на орбиту, но с мягкой посадкой – не сложилось.

Чуть больше чем через месяц после этого события, 18 декабря, Дональд Трамп подписал директиву – «Обеспечение превосходства Соединенных Штатов в космосе» («Ensuring American Space Superiority»). Прежде всего ставится политическая задача: «Лидирование в мире в исследовании космоса и расширении американского присутствия:

– путем возвращения американцев на Луну к 2028 году посредством программы «Артемида», чтобы утвердить лидерство США в освоении космоса, заложить основы лунной экономики, подготовиться к путешествиям на Марс и вдохновить новое поколение американских исследователей;

– установления начальных элементов постоянного лунного поселения к 2030 году для поддержания устойчивого американского присутствия в космосе и подготовки следующего этапа исследования Марса».

Трамп не был бы Трампом, если бы не держал в голове экономику космической экспансии: «Формирование динамичной коммерческой космической экономики через потенциал американской свободной предпринимательской инициативы:

– путем содействия экономическому росту, привлечения инвестиций в размере не менее 50 млрд долл. в американские рынки космоса к 2028 году и увеличения частоты пусков и возвращений благодаря новым и модернизированным объектам, повышения эффективности и реформам законодательства (похоже на прямую отсылку к успеху Джеффа Безоса и его ракеты New Glenn. – А.В.);

– демонстрации глобального лидерства в управлении спектром частот применительно к космическим приложениям для продвижения конкурентоспособности американских технологий, эффективности управления спектром и доступа к мировым рынкам;

– стимуляции частной инициативы и построения коммерческого пути замены Международной космической станции к 2030 году».

То есть Луна – пишем, Марс – в уме… Луна – как «перемычка» между Землей и Марсом. Утвержденный 17 декабря в должности директора NASA Джаред Айзекман президентский указ «Об обеспечении превосходства США в космосе» назвал даже одним из самых значимых шагов в космической политике США со времен Кеннеди.

Это уже продуманная стратегия. И она основана на серьезном научном, экономическом и экспертном фундаменте.

Академический проект

9 декабря Национальная академия наук, инженерии и медицины США (National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine, NASEM) опубликовала 240-страничный доклад «Научная стратегия по исследованию Марса человеком» («A Science Strategy for the Human Exploration of Mars»). На подготовку этого документа ушло два года. Стратегия предлагает 11 приоритетных научных и технологических задач, ради чего на Марс должен лететь человек:

«– Поиск жизни: есть ли доказательства существования жизни, прошлой или настоящей, на Марсе?

– Вода и углекислый газ: понять, как изменялись водный и углеродный циклы со временем;

– Геология Марса: лучше понять геологическую историю планеты;

– Здоровье экипажа: как люди переносят психологически, когнитивно и физически условия марсианской среды?

– Пыльные бури: понять происхождение и природу крупных пыльных бурь на планете;

– Поиск ресурсов: разработать использование ресурсов на месте, изначально сосредоточившись на воде и топливе;

– Марс и геномы: определить, изменяет ли Марс репродуктивную функцию и геном у растений и животных;

– Изучение микробов: стабильны ли микробные популяции на Марсе?

– Марсианская пыль: насколько вредна проникающая пыль для людей и их оборудования?

– Растения и животные: влияет ли Марс на физиологию и развитие растений и животных в течение поколений?

– Измерение радиации: лучше понять уровень и воздействие радиации на поверхности Марса».

1-10-1480.jpg
Согласно плану Илона Маска, 20 кораблей
Starship доставят на Марс андроидов Optimus
для создания инфраструктуры
на поверхности планеты и проведения
геологических исследований. 
Иллюстрация SpaceX
Интересно, что доклад NASEM серьезно расходится со стратегией, заявленной еще одним выдающимся американским визионером, бизнесменом и инженером Илоном Маском.

Глава SpaceX Илон Маск рассчитывает, что за 30 лет он сможет создать автономную колонию на Марсе. И начать эту работу по колонизации Красной планеты американец намерен уже в 2026 году. Версия космического корабля Starship третьего поколения, которую Маск представил в своей новой стратегии, рассчитана на вывод более чем 100 т полезной нагрузки на орбиту.

Американский аналитик космической отрасли Джон Келви отмечает в статье «Подробный обзор плана SpaceX по полету на Марс» («A Closer Look at SpaceX’s Mars Plan») в журнале Aerospace America (октябрь–декабрь, 2025): «Пять беспилотных кораблей Starship должны стартовать в 2026 году, когда положение Земли и Марса на их орбитах придет в оптимальное положение. Если все пойдет хорошо, аппараты совершат посадку на Марсе в 2027 году, доставив неуказанное количество двуногих роботов Оптимус, созданных компанией Tesla . Еще 20 кораблей Starship стартуют во время следующего переходного окна в 2028 году. Большинство из них доставят дополнительных роботов Оптимус для создания инфраструктуры на поверхности Марса и проведения исследований на наличие ресурсов, таких как водяной лед, но по крайней мере один из кораблей Starship доставит неуказанное количество пассажиров».

«Я достаточно уверен, что мы сможем завершить строительство корабля и подготовить его к запуску примерно через пять лет», – заявлял Маск участникам Международного астронавтического конгресса (International Astronautical Congress, IAC) еще в 2017 году.

Напомним, у Безоса его New Glenn имеет грузоподъемность до 45 т; и эта ракетная система уже показала свою работоспособность. Впрочем, и «торопыга» Маск благодаря четкой изначально заявленной цели – колонизации Марса – сделал свой Starship всего за 10 лет.

Американские академики из NASEM предпочитают постепенность. Они рассматривают трехэтапную марсианскую кампанию, которая скорее всего растянется до конца XXI века и переползет в XXII век.

Этап 1. Исследовательская пилотируемая экспедиция продолжительностью от 30 sols (sol – марсианские сутки) подготовит начальную инфраструктуру; затем – безэкипажные (роботизированные, автоматические) грузовые экспедиции продолжительностью до 300 sols по доставке и развертыванию необходимой инфраструктуры и оборудования для создания марсианской базы.

Этап 2. Предусматривает проведение оперативных полевых геологических исследований и научных изысканий, за которыми последует целенаправленный сбор данных в течение 300 sols для детального изучения.

Этап 3. Три пилотируемые экспедиции длительностью по 30 sol каждая с посадкой на трех значительно удаленных друг от друга участках. Главная задача – поиски жизни, в том числе вымершей (или следов пребиотической химии в зоне исследования).

Другими словами, роботы и автоматика – вперед, готовить плацдарм для людского десанта. И действительно, как отмечает в журнале «Земля и Вселенная» доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов, «все современные данные о Марсе были получены научными приборами с борта автоматических космических аппаратов. К настоящему времени в окрестности Марса или на его поверхности побывали несколько десятков автоматических аппаратов, около 10 аппаратов исследуют его в настоящее время» («Исследования Марса: вчера, сегодня, завтра», № 1–2, 2025).

«Вот так: не хочет ИКИ видеть людей на Марсе, они хотят автоматами искать там жизнь, а пока не найдут, категорически против людей на Марсе. Роботы уже побеждают людей здесь, на Земле, и побеждают нас на Марсе с опережением: не пускают туда человеков!» – прокомментировал эти заявления в беседе с «НГ» профессор, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН Сергей Кричевский.

Бактериологический шум

Надо сказать, что Россия тоже не осталась в стороне от этой обширной марсианской проблематики. Тот же Игорь Митрофанов подчеркивает: «Особняком стоит стратегический вопрос о подготовительных полетах на Марс для создания на нем в далекой перспективе человеческой коло­нии и террапреобразования природной среды на этой планете… В этом случае есть огромный риск – потенциаль­но возможное наличие на современном Марсе «оазисов» с реликтовыми формами примитивной жизни может направить этот процесс в неблагоприятном направлении. Возникающая в ходе террапреобразования реликтовая биосфера Марса может оказаться вовсе недружественной для земной жизни».

С этим, конечно, трудно не согласиться. Но пока реальность такова, что это именно земная биота грозит неконтролируемыми последствиями для гипотетических форм марсианской жизни.

Еще в 2013 году в журнале International Journal of Systematic and Evolutionary Microbiology была опубликована статья группы ученых. В ней исследователи описали вид бактерий Tersicoccus phoenicis, обнаруженный в «чистых комнатах» NASA и в расположенной в 4200 км стерильной лаборатории Европейского космического агентства (ESA). Эти помещения, «чистые комнаты», предназначены для сборки особо ответственного космического оборудования. Оригинальное название статьи – «Описание Tersicoccus phoenicis, выделенных из чистых помещений цеха сборки космических аппаратов».

Стерильность в «чистых комнатах» достигается за счет многократной термической обработки, использования сложных химикатов, жесткого ультрафиолета и даже радиационного облучения. Не случайно благодаря уникальной способности к адаптации в экстремальных условиях T. phoenicis вошел в «топ-10 наиболее замечательных видов 2014 года».

Недавнее новое исследование T. рhoenicis подтвердило, что этот вид бактерий оказался буквально неубиваемым. Организм размером примерно 1 мкм способен выживать и даже впадать в состояние анабиоза (спячки), оставаясь жизнеспособным в условиях и космического вакуума, и космического холода. И еще неизвестно, каким мутациям он подвергнется в «благоприятных» условиях Красной планеты.

«Учитывая, что T. phoenicis была обнаружена в чистой комнате при подготовке марсианского посадочного модуля «Феникс», возникает вопрос о возможном заражении Марса земными микроорганизмами. Однако эксперты считают эту вероятность низкой. Также возможно, что T. рhoenicis эволюционировала специально для адаптации к условиям «чистых комнат», – отмечается в статье на портале ixbt.com.

В таком случае какой же антисептической обработке надо подвергнуть участников будущих пилотируемых марсианских экспедиций?! Homo sapiens – это далеко не T. рhoenicis в смысле устойчивости к экстремальным условиям.

Естественная история Земли изобилует примерами того, к чему может привести вторжение ксенобиотов. Хрестоматийный случай – открытие Америки в 1492 году Христофором Колумбом. В течение первых столетий после контакта с европейцами численность коренного населения сократилась на 70–90%. Эпидемии оспы в Центральной Америке в XVI веке могли привести к гибели десятков процентов местного населения, считают эксперты-историки. Грипп, туберкулез и другие инфекции также внесли значительный вклад в сокращение численности коренных народов.

Менее известный пример приводит военный историк Алексей Нефёдкин. Рассказывая о попытках на протяжении почти 150 лет поставить чукчей под скипетр российских государей, историк отмечает: «Что не могли сделать ружья и пушки, сделали табак, водка и эпидемии: чукчи постепенно утратили былую воинственность» (Нефёдкин А.К. Военное дело чукчей (середина XVII – начало ХХ в.). – СПб., 2003 (Ethnographica Petropolitana, X).

Так что бояться и предпринимать меры против вторжения чужой биоты надо не столько землянам, сколько… гипотетической марсианской биоте. Кстати, не исключено, что и завезенные с Земли микробы, пройдя ряд мутаций, станут родными для Красной планеты. Вариантов развития взаимосвязанной эпидемиологической ситуации на Марсе и на Земле – достаточно.

Марсианская зависимость

Парадоксально, но все это лишь доказывает настоятельную необходимость точно установить диагноз: есть жизнь на Марсе или нет? И если ее существование будет твердо подтверждено – это должно, по идее, сильно охладить наше стремление создать людскую колонию на Красной планете.

Впрочем, не только эти гамлетовские вопросы с марсианской биотой представляются пока неразрешимыми. Именно аналитическому обзору этих проблем было посвящено заседание круглого стола «Международная пилотируемая экспедиция на Марс с участием России: концепция проекта» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Оно было организовано Московским космическим клубом (МКК). Цель обсуждения заявлена соотвественно: «От инвентаризации заделов – к концепции проекта».

Заметим, площадка и сообщество МКК – это, пожалуй, наиболее компетентная и активная сейчас в России общественная организация в области космической политики и освоения космического пространства. «Теперь фокус смещается на формирование общего видения и структуры миссии (марсианской экспедиции – А.В.), – отмечали организаторы круглого стола. – Задача – определить ключевые аспекты будущего проекта – технологические, политические, правовые, экономические, научные, образовательные и медико-биологические. Россия выступает не просто участником, а одним из ключевых инициаторов, предлагающих свое видение и технологический вклад».

Увы, как всегда, начинать пришлось с вопросов политико-финансовых. «Ни у США, ни у России и Китая нет экзистенциальных задач на Марсе – только у всего человечества», – считает кандидат технических наук, член Совета по внешней и оборонной политике Андрей Ионин. Название его доклада любопытно: «Немейнстримная модель финансирования начального этапа освоения ближнего Дальнего космоса». Механизм, придуманный Иониным, – «Терраконверсия: из космоса – для Геи». Марс и Луна – как сверхмотиваторы.

В общем, примерно об этом же говорил венчурный инвестор, основатель Orbita Capital Partners Евгений Кузнецов: «Освоение Марса скорее всего не получит политической поддержки. Даже самая дорогая космическая программа «Apollo» не принесла США ожидаемого экономического эффекта. Бенефициаром стал Китай, создав глобальную промышленность солнечной энергетики». И тем не менее Евгений Кузнецов уверен, что «присутствие человека на Марсе обязательно; это будут гибридные системы: человек плюс интеллектуальные роботы».

Но до Марса пока не очень понятно, как добраться. Академик Игорь Ушаков в сообщении «Медико-биологическое обеспечение длительного полета» обозначил основные барьеры для современного человечества на пути к Красной планете: гипогравитационный, гипомагнитный, пылевой, психофизиологический. Но главное – радиационный барьер.

По данным, которые привел академик Ушаков, если эффекты от солнечной радиации еще можно как-то демпфировать (радипротекторы, физическая защита и проч.), то к проблеме защиты от галактических космических лучей (ГКЛ) пока даже непонятно, как подступиться. Мощность излучения 160 тяжелых ионов в ГКЛ на квадратный метр в сутки приводит к тому, что 10% нейронов будут поражены. «Если брать в расчет еще и легкие частицы, то этот показатель составит около 60%, – подчеркнул Игорь Ушаков. – Ожидаемые ближайшие радиационные эффекты в дальнем космосе – острая лучевая болезнь (костно-мозговая форма), нарушения в центральной нервной системе, повреждение органа зрения (сетчатка). Отдаленные: радиационный канцерогенез, поражение ЦНС, катарактогенез, нарушение репродуктивной функции, ускоренное старение».

А до Марса лететь на самой современной ракете с ядерным двигателем (которой пока нет ни у кого) – около года, 50 млн километров… И скорее всего это будет билет в один конец. 


Читайте также


Кто оказался прав – Маркс, Ленин или… Бернштейн

Кто оказался прав – Маркс, Ленин или… Бернштейн

Сергей Правосудов

Судьбу Советского Союза в итоге решила низкая производительность труда

0
330
Научная политика «Нации стартапов»

Научная политика «Нации стартапов»

Михаил Стрелец

Примечательная черта Израиля – высокая доля частного сектора в общих затратах на исследования

0
380
Как подготовиться к приему гостей из космоса

Как подготовиться к приему гостей из космоса

Игорь Лалаянц

У астрономии, физики высоких энергий и биологии нашелся общий объект интереса – живая материя

0
471
Трамп "воспитывает" Канаду запретительными пошлинами

Трамп "воспитывает" Канаду запретительными пошлинами

Надежда Мельникова

Белому дому не понравилась попытка Оттавы отдалиться от своего южного соседа

0
1393