0
1082
Газета Особая папка Интернет-версия

10.11.2000 00:00:00

Общеевропейское партнерство

Андрей Козырев

Об авторе: Андрей Козырев, министр иностранных дел РФ

Тэги: Козырев, Ельцин


Давно уже стало ясно, что в современных условиях агрессивный национализм, доктрины Брежнева и "берлинские стены", претензии на доминирование и "санитарные кордоны" неприемлемы. В настоящее время необходимо обеспечить всей Европе прочную стабильность и безопасность, совместно одолеть конфликты на национальной почве.

Чтобы справиться с этой задачей, предстоит выработать последовательную стратегию действий, укрепляющую единство всех демократических государств Европы, общеевропейское партнерство.

Сегодня налицо договоренности о партнерстве, заявления о намерениях. Но отлаженного устойчивого и обеспеченного необходимыми ресурсами зрелого партнерства еще нет.

Об этом говорят трудности, с которыми сталкивается Россия, да и другие посткоммунистические страны при проведении переговоров с западными партнерами о доступе на рынки без дискриминации на основе свободной конкуренции. Например, сегодня Европейский Союз предлагает демократической России потолок в 10% для экспорта ядерных материалов, в то время как еще недавно Советский Союз имел 16%.

Партнерство в политической области все еще подвергается серьезным испытаниям на крутых поворотах европейской политики. Последний пример - односторонний ультиматум по Сараево. Можно спорить о целесообразности или нецелесообразности самой угрозы силовых мер к определенному сроку. Сейчас это дело прошлого и нет смысла возвращаться к рассмотрению всех "за" и "против". Но очевидно, что принятие таких решений без консультаций, без согласования со всеми ключевыми государственными лицами, участвующими в поисках югославского урегулирования, в данном случае с Россией, сами по себе вносят ненужный элемент напряженности и, прямо сказать, риска.

Вот почему сегодня важно не потерять темп, воспользоваться моментом позитивного движения, созданного инициативой президента Бориса Ельцина, приведшей к важному сдвигу в разблокировании Сараево. Нужны энергичные и обязательно совместные действия, причем это могут быть и весьма решительные меры, но только совместные. В контексте объединенных усилий найдут свое место и внесут вклад как отдельные державы, так и их объединения, в том числе НАТО.

Блоковая, биполярная система безопасности безвозвратно отступает перед реалиями многополярного мира. Держаться за иллюзию, как некоторые наивные политологи, будто членский билет военно-политического союза - панацея от всех бед, значит закрывать глаза на суть происходящих в Европе процессов, на природу кризисов нового поколения. Такой подход изначально предполагает наличие если не реального, то воображаемого противника. В любом случае он чреват новыми расколами и разделительными рвами в Европе. При этом не только не отступают призраки прошлого - агрессивный национализм, территориальные претензии, религиозная нетерпимость, - но и увеличивается опасность их превращения в реальный фактор европейской политики.

Нельзя согласиться, что Европа переживает очередной передел зон влияния. По нашему убеждению, важно не упустить шанс формирования единой демократической Европы, что предполагает обеспечение равного уровня безопасности для каждого государства, реальное партнерство на основе общих демократических принципов СБСЕ.

Меня искренне беспокоит живучесть иных нафталинных догм и аргументов. Некоторые политические деятели даже пытаются выдать их за аксиомы современной европейской политики.

Аргумент первый: ускоренное членство восточноевропейских государств в НАТО не только "устранит разделяющие Европу барьеры", но "станет шагом в укреплении демократии и стабильности, от которого выиграет и сама Россия". Вопрос, какая Россия? Россия - великая держава, идущая по пути демократических преобразования и открытости к миру, или Россия, изолированная, а следовательно, вновь могущая превратиться в военный лагерь.

Аргумент второй, не вполне согласующийся с первым: расширение НАТО за счет восточноевропейцев необходимо, ибо Россия непредсказуема и заражена неоимперскими амбициями. Что ж, в случае появления в Европе новых барьеров и изоляции России она станет предсказуемой: ощерившейся ракетами и угрожающей соседям.

Аргумент третий. Россия намерена помешать государствам Центральной и Восточной Европы удовлетворить их потребности в надежной безопасности. И это не так. Мы не оспариваем суверенного права ни одной страны на свою защиту, в том числе путем присоединения к тем или иным военно-политическим союзам. Но если мы хотим спокойной жизни для себя и своих детей, критерием здесь должно стать то, насколько предпринимаемые шаги способствуют стабильности в регионе в целом.

Мы исходим из того, что нет более оснований делить европейские страны на тех, кто угрожает, и тех, кому угрожают. Сегодня европейцы находятся по одну сторону барьера, а проблемы, с которыми им предстоит справиться - экономические, социальные, межнациональные, - по другую. Это и есть три составляющие европейской безопасности, разделить которые невозможно.

Десятилетиями диссиденты-демократы в наших странах боролись за общие ценности, обращая свои взоры к СБСЕ, единственной общеевропейской структуре, ставшей их Магна-картой.

Теперь национал-патриоты посягают на эти ценности. Но у нас впервые есть уникальная возможность их защитить, используя все богатство существующих европейских институтов.

Отсюда - концепция общеевропейского партнерства, которую предлагает Россия.

Вот ее основные элементы.

Первое. Развитие евроатлантического взаимодействия на основе трансформации СБСЕ в эффективную общерегиональную политическую организацию, а Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС) - в самостоятельную, но тесно связанную с СБСЕ структуру военно-политического сотрудничества. Цель - координация усилий НАТО, ЕС, Совета Европы, ЗЕС и СНГ в области укрепления стабильности и безопасности, миротворчества и защиты прав национальных меньшинств в Европе.

Второе. Наращивание сотрудничества в рамках ССАС с привлечением нейтральных государств Европы, в том числе по реализации программы "Партнерство во имя мира", на равноправной основе, превращение ССАС в самостоятельный орган с компактным секретариатом. ССАС мог бы стать общеевропейской лабораторией миротворчества, большей открытости военной деятельности, конверсии ВПК.

Третье. Формирование сети взаимодополняющих двусторонних соглашений о партнерстве, сотрудничестве и консультациях не только между НАТО, с одной стороны, и странами Центральной и Восточной Европы, Россией, Украиной и так далее, но и между государствами - нечленами альянса. Мы не исключаем, что и Россия когда-нибудь станет частью НАТО, но сегодня ключевым является понятие партнерства. Достоинство и, если хотите, дальновидность принятой натовскими лидерами программы "Партнерство во имя мира" заключается как раз в том, что она как бы открывает НАТО, делает первый шаг в превращении его из блока в иную форму организации безопасности. И, таким образом, полностью вписывается в нашу концепцию общеевропейского партнерства. В перспективе мы видим и открытие канала связи СНГ-НАТО.

Четвертое. Предоставление странам Центральной Европы перекрестных гарантий безопасности со стороны России и ее западноевропейских партнеров. Такая сеть могла бы быть распространена на всю Европу.

Пятое. Наращивание миротворческого потенциала европейских государств, поиск солидарного ответа Европы на конфликты нового поколения. Практическое содействие миротворческим усилиям России и СНГ на пространстве бывшего СССР.

Шестое. Укрепление европейской составляющей режима нераспространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, ракетных технологий, а также обязательств ужесточить контроль за продажей технологий "двойного" назначения, наиболее разрушительных видов обычных вооружений, прежде всего в зоны конфликтов.

Седьмое. Наращивание экономического потенциала в целях стабильности и безопасности на континенте. Включение России и государств Восточной Европы в международное разделение труда на равноправной и недискриминационной основе, обеспечение для них выхода на европейские и мировые рынки.

Наши предложения перекликаются с соображениями, высказываемыми во многих европейских государствах. Мы готовы вместе с восточноевропейскими коллегами тесно сотрудничать в поиске наилучших решений и реализации программы партнерства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1261
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
953
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1141
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
746

Другие новости