0
1657
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.08.2007 00:00:00

Желтая фура для бутлегеров

Тэги: такси, история


такси, история Нью-йоркские такси традиционно окрашивают в желтый цвет.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Забавно слышать утверждение, что именно в Нью-Йорке в августе 1907 года появилось первое в мире такси. Что поделать, в жителях «столицы мира» заложена программа – быть в авангарде во всем. Положение обязывает. Впрочем, ньюйоркцам следует отдать должное. Празднование 100-летнего юбилея в любом случае – это дань памяти и повод вспомнить, как все начиналось.

Будем полагаться на факты. Наиболее известный из них гласит, что первое официальное такси в мире – знаменитый английский черный кэб, символ Лондона. Датой его рождения считают 1639 год, когда Корпорация коучменов получила лицензию на извоз. В XIX веке в обиход вошел маневренный двухколесный открытый кабриолет, сокращенно – кэб.

На другом берегу Ла-Манша были свои герои. В XVIII веке предприимчивый француз организовал постоялый двор конных экипажей. Свое название – фиакры – они получили по находящейся рядом церкви Святого Фиакра, покровителя садоводов. Наряду с кэбом фиакр стал одним из первых в мире общественных экипажей.

В 1896 году автомобильный клуб Франции заявил, что Парижу нужен новый вид извоза. Лошадь как анахронизм удалили. С фиакра сняли оглобли, рядом с сиденьем извозчика поставили рычаги управления и руль, а сзади – бензиновый двигатель. А на улицы Лондона выехали электрокэбы. По легенде, именно лондонские таксисты придумали «шашечки», дабы ловить машины в городском потоке. В 1905 году французы изобрели счетчик, который назвали таксометром (taximetre – счетчик цены). Отсюда – название таксомотор или, сокращенно, такси. Так что, если судить по этимологии, то приоритет за Францией.

Легендой американского такси стала знаменитая маpка Checker. Грузные машины ярко-желтого цвета были визитной карточкой Нью-Йорка. Выпуск их прекратили лишь в 1982 году. Автомобили славились добротностью, были очень просты в устройстве. Количество желтых такси сильно выросло в период с 1919 по 1933 год. И отнюдь не потому, что на них был спрос горожан. Все объяснялось свирепствовавшим в те годы сухим законом. Такси оказалось самым надежным транспортом для перевозки контрабанды. Мафия бутлегеров захватила таксопарки, полицейским же и в голову не приходило заподозрить таксистов.

Во Франции такси прославилось иначе. Оно стало героем Первой мировой. В 1914 году, когда немецкие войска прорвали французскую оборону и двинулись на Париж, нужно было срочно выдвинуть резервы, а транспортных средств не хватало. Тогда мобилизовали парижские такси. За ночь около 1200 автомобилей перебросили на рубеж реки Марна свыше 6500 солдат. Машины вошли в историю как «марнские такси». Изображения их украшали пивные кружки, пепельницы и почтовые марки.

У нас в России первое такси появилось в 1907 году, так что мы тоже с полным правом можем праздновать юбилей. Какой-то сообразительный водитель прицепил к своему «Олдсмобилю» плакат: «Извозчик. Такса по соглашению». Об этом факте тут же раструбила газета «Голос Москвы». Простенькая двухместная повозка с длинным рычагом вместо рулевого колеса была неудобна для извоза, засим в ход пошли другие модели. Через пять лет по Петербургу колесило 328 таксомоторов, а по Москве – 220. Но революция заклеймила такси как атрибут буржуазии.

Спустя семь лет пришлось признать, что допустили ошибку, разделавшись с исчадием капитализма. В 1925 году по улицам Москвы и Ленинграда заколесили купленные на Западе «Рено» и «Фиаты». В 1948 году такси украсила знаменитая шахматная полоса. Тогда же родился и символ советского такси – зеленый огонек. Были и еще интересные отличительные знаки. «Двадцать первую» модель «Волги», которую стали использовать для такси в 1957 году, за характерный красно-белый окрас звали «красная шапочка». На крышах ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 крепили оранжевые сигнальные фонари. Таксисты носили кожаные фуражки с буквой Т на кокарде.

При разговоре о такси важен момент, акцентирующий различие восточной и западной культур. Ни для кого не секрет, что древнейшая традиция российского такси, восходящая к ямщикам и извозчикам, никогда не предполагала глухой перегородки между возницей и седоком. А это всегда был хороший повод для задушевного разговора. Особенно если путь неблизкий. Очень любили расспрашивать ямщиков дотошные русские писатели: помимо всего прочего, хороший шанс найти сюжетец для повести или рассказа.

Такой подход, пережив смену политического строя, был востребован и в советскую эпоху – еще и потому, что путевой разговор с таксистом стал разновидностью исповеди. Шофер был не роботом, а, как и пассажир, живым человеком. Вспомним Татьяну Доронину в фильме «Три тополя на Плющихе» или Валентину Караваеву в фильме «Машенька». Любовные истории их героинь начались именно в такси. А русские таксисты в Париже, изливая горькую эмигрантскую судьбу пассажирам, прививали славянскую традицию на французскую почву.

На Западе иная история. Еще в кэбах пассажир сидел в отдельной кабине, а кэбмен – снаружи. Находясь чуть ли не на крыше, он общался с седоком через маленькое окошко. Так что всякие беседы были затруднительны. Так было и в первых французских таксомоторах компании Renault. Водитель сидел в открытой передней части, а пассажиры – в закрытой «каретной». Все было разложено по полочкам. Хочешь на исповедь – пожалуй к священнику, а ежели атеист – к личному психоаналитику. Таксист должен делать свое дело: внимательно смотреть на дорогу, не подслушивать беседы пассажиров и не мешать им перебранкой с фараонами. Разграничение подчеркивала и форма таксиста – длинное непромокаемое пальто и фуражка военного образца.

Дресс-код, вымуштрованное поведение таксиста, перегородка в такси, запрет пассажиру сидеть на переднем сиденье – все это сохранилось на Западе и в наше время. В Финляндии, скажем, нельзя запанибрата остановить такси на улице криком «Эй, шеф, а ну-ка подвези!». Не поймут. Взять машину можно только в специально отведенном месте, нажав на кнопку вызова. По прибытии прилежный водитель выдает чек, на котором – длина маршрута и стоимость. А японские таксисты вообще, говорят, похожи на официантов. Вежливы, обходительны, работают исключительно в белых перчатках, а на подголовниках ежедневно меняют кружевные салфетки. Чтоб, не дай бог, вши или блохи на сиденья не попали, а в стерильный мозг – чужие тараканы┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1087
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1302
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1028
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1224

Другие новости