0
1486
Газета Стиль жизни Интернет-версия

11.02.2008 00:00:00

Фанаты свободного парения

Тэги: параплан, парапланеризм, спорт


параплан, парапланеризм, спорт С каждым годом желающих поймать в воздухе ощущение абсолютной свободы становится больше.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Еще лет пять назад о том, что такое парапланеризм, в Новосибирске знали только в теории. Летали на парапланах отдельные экстремалы – да и они за драйвом ездили на Алтай, потому что в Новосибирской области приличных возвышенностей по большому счету нет. Так что раньше всего парапланеризм стал модным видом спорта там, где горы неподалеку – например в Барнауле. И все же со временем волна увлечения этим видом спорта докатилась до Новосибирска.

Четыре года назад в городе начали открываться первые клубы с необходимой инфраструктурой, а главное, появились специальные лебедки для буксировки парапланов на высоту. Для того чтобы парить над землей, наличие горы или мало-мальски подходящего холма перестало быть острой необходимостью. Это и привело к тому, что число любителей парапланеризма в областном центре резко выросло.

Хотя о повальной популярности этого экстремального вида спорта говорить пока еще сложно. За несколько лет в Новосибирске прошли обучение всего-то человек двести. А тех, кто летает более или менее регулярно, меньше в разы. Впрочем, руководитель парапланерного клуба «Зигзаг» Константин Шевелев считает, что и 200 человек немало. Случись вдруг наплыв желающих, уверен Шевелев, у в Новосибирске не хватит ресурсов всех обучить.

«Параплан – это самый доступный и дешевый способ полета, а полет на нем – это ощущение полной, безграничной свободы», – рассказывает Константин Шевелев. Если человек решит серьезно заниматься парапланеризмом, то приобретение минимально необходимого оборудования ему обойдется примерно в 100 тыс. руб. Покупать параплан по дешевке, за 200–300 долл., Константин Шевелев никому не советует: на собственной безопасности лучше не экономить. Кроме того, к параплану приобретается подвесная система, в которой находится человек во время полета.

Эти две вещи уже позволяют парить над землей – но не факт, что их хватит для благополучного приземления. А потому обязателен запасной парашют: в случае каких-либо инцидентов – вещь незаменимая, да и спокойнее с ним как-то. Нужны еще и некоторые приборы, например вариометр – он измеряет скорость, с которой параплан поднимается в небо и опускается к земле. Определить ее на глазок не всегда получается даже у опытных пилотов.

Кроме того, обязателен шлем и специальные парапланерные ботинки, снижающие риск переломов и вывихов при посадке – именно в этот момент, кстати, чаще всего и можно получить травмы. «Горные лыжи или автомотоспорт в разы травматичнее, чем парапланеризм. Но, конечно, летать на планерах несколько опаснее, чем играть в волейбол», – уверен Константин Шевелев.

Вообще безопасность полетов на парапланах – пожалуй, сейчас самая больная тема. Полтора года назад случилось серьезное ЧП: журналистка одного из новосибирских изданий, собиравшаяся написать репортаж о полете на параплане в тандеме с инструктором, серьезно пострадала при посадке. Диагноз экспериментаторши – компрессионный перелом позвоночника.

Этот инцидент выявил все слабые стороны новосибирского парапланеризма. Оказалось, что за жизнь и здоровье курсанта клуб фактически не несет никакой ответственности, так как парапланеризм сейчас вне закона. Вернее, они существуют параллельно и не соприкасаются.

По словам руководителя парапланерной школы «Вектор» Александра Орлова, у клубов нет лицензий и сертификатов, потому что в законодательстве про сверхлегкие летательные аппараты ничего не сказано. Соответственно и у инструкторов нет никаких «корочек» – это просто более опытные пилоты. Так что бизнес есть (основной доход – обучение желающих и прокат парапланов), но контролировать его безопасность весьма проблематично.

Инцидент с пострадавшей журналисткой вызвал бурную дискуссию в среде парапланеристов. На форумах спорили, штатная это была ситуация или нет, имела ли место ошибка пилота или это просто трагическая случайность. Масла в огонь подлило и то, что клуб, вместо того чтобы постараться загладить возникший конфликт с пострадавшей, по словам одного из парапланеристов, «пошел на обострение и вообще вел себя не очень красиво». По факту получения травмы возбуждалось уголовное дело, потом закрывалось и снова возбуждалось, передавалось из одного ведомства другому, но к ответственности никто привлечен так и не был.

Впрочем, благодаря инциденту широкие народные массы узнали, что в Новосибирске можно летать. И число желающих подняться в небо, как утверждает Константин Шевелев, тут же возросло.

Однако после громкой истории клубы стали гораздо трепетнее относиться к безопасности полетов. По словам Константина Шевелева, особенно опасен первый полет. «Человеку летать не свойственно, но вот он впервые поднимается на высоту метров пятьдесят и парит. Многих охватывает какая-то эйфория – кто-то впадает в ступор, кто-то перестает реагировать на команды инструктора, которые тот дает по рации. Это опасно». Теперь в клубе перешли к другой практике: первый полет для новичка проходит на высоте всего метров пять. «Этого хватает для того, чтобы посмотреть на реакцию человека», – говорит Шевелев.

Немногие из тех, кто полетал единожды, начинают заниматься парапланеризмом регулярно. Но есть в Новосибирске и фанаты этого дела. Они участвуют в чемпионатах России и мира, в среднем пролетают по 50–80 километров. Но это уже профи, которые живут по своим законам. Есть и множество простейших правил, которые соблюдают все любители парапланеризма, например, запрещается летать в тучи, нельзя подниматься на высоту более 3000 метров, поскольку будет просто не хватать кислорода.

«Мы летаем тогда, когда в небе есть птицы. Если птицы не летают, то и нам в небе делать нечего, – говорит Константин Шевелев. – Вообще пилот должен чувствовать погоду. Если он не чувствует, что может пойти дождь или резко усилиться ветер, значит, этот человек сильно рискует». Но, несмотря на риск, с каждым годом желающих поймать в воздухе ощущение абсолютной свободы становится больше.

Новосибирск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
1031
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1302
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
626
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
445

Другие новости