0
1142
Газета Стиль жизни Интернет-версия

29.07.2010 00:00:00

Улица Свердлова ведет к храму...

Максим Лаврентьев

Об авторе: Максим Игоревич Лаврентьев - поэт, главный редактор журнала "Литературная учеба".

Тэги: псков, памятники


псков, памятники Стена с колокольней и главы Троицкого собора.

Невыразимым июльским утром автор этих строк отправился на автобусную станцию в Пушкинских Горах, чтобы оттуда устремиться в Псков. Билеты продавала кассир с типично русской, хотя и не слишком часто встречающейся фамилией – Пароход, так что путешествие, начинавшееся столь необыкновенно, обещало многое. Двухчасовой маршрут прервался остановкой лишь однажды – автобус затормозил на окраине города Остров, где в станционном буфете любой встречный-поперечный может запросто перекусить на скорую руку или обзавестись на дорогу какой-нибудь съедобной мелочью. Здесь оголодавший путник приобрел пару пакетиков сока и полдюжины горячих пирожков с картошкой. Вот вам и завтрак. Может, лет двести тому назад где-нибудь в Торжке у Пожарского жареные котлеты кое-кому показались бы более аппетитными, но уж тем, кто сегодня путешествует по российской глубинке, расположенной в опасной близости от государственной границы, лучше удовлетворяться сытными отечественными пирожками. И то сказать, быстро, дешево, вкусно. Если случится вам остановиться вот так же в Острове, всенепременно извольте откушать этих пирожочков, и обязательно – с картошкой! Еще спасибо мне скажете за совет.

Около полудня вдоль дороги замелькали убогие домишки псковского пригорода, и совсем скоро автобус окончательно остановился неподалеку от железнодорожного вокзала. Заперев багаж в камеру хранения и развернув заранее приобретенную карту, по улице Фабрициуса я потопал в исторический центр.

Представьте себе, что чувствует приезжий, впервые глядящий на древний Псков, да еще и с того же направления, с которого наблюдал его в 1581 году пан Пиотровский, секретарь канцелярии польского короля Стефана Батория. Ясновельможный пан по сему поводу оставил следующую примечательную запись: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город, точно Париж». Однако войско польское явились сюда с несколько иной целью: 8 сентября, после того как накануне в каменной стене возле Свинузской башни удалось проделать большой пролом, враг решился на штурм, вскоре захватив часть разбитых ядрами стен и расположенную поодаль Покровскую башню – важный узел обороны города. Но за проломом псковичи в течение ночи возвели новые укрепления и теперь энергично отстреливались оттуда из пушек. Затем они контратакой выбили неприятеля из развалин, нанеся ему при этом чувствительные потери. Часть поляков, засевших в охваченной огнем Покровской башне, вынуждена была сдаться в плен. Ныне в районе героического боя расположен так называемый Покровский комплекс исторической части Пскова. К нему относятся реконструированная Покровская башня, часть восстановленной крепостной стены, церковь Покрова и Рождества от Пролома и скромный памятник 300-летия обороны города на площади Победы – отштукатуренный обелиск с железным крестом вверху, возведенный на месте братского захоронения защитников города.

Сейчас на крепостную стену можно довольно легко взойти по земляному валу без риска быть застреленным из какой-нибудь аркебузы. Здесь под деревянными укрытиями царствуют тишина и сырая прохлада и копят жир глупые псковские голуби. В присутствии человека они поднимают страшный переполох и с шумом носятся под крышей, перелетая все дальше и дальше.

Сойдя вниз, я оказался возле удивительного сооружения – маленького двойного храма Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы. В моем путеводителе этот архитектурный памятник именовался, однако же, просто «церковью Покрова от Пролома». Построен был первоначальный храм Покрова как соборная церковь мужского монастыря, существовавшего до конца XVIII столетия в юго-западном углу Окольного города. С этой церковью связано одно из важных преданий, также относящееся ко времени польской осады. Согласно легенде, именно здесь монастырскому иноку старцу Дорофею явилась Богородица и указала место будущего штурма. Предупрежденные таким чудесным образом, псковичи не позволили врагу застать их врасплох. А вскоре после снятия осады церковь была перестроена и соединена общим притвором с соседней церковью Рождества, что придало храму тот уникальный вид, который мы наблюдаем и ныне, после проведенной в начале 60-х годов прошлого века капитальной реставрации. С 2006 года здесь возобновлены регулярные службы.

За вросшим в землю храмом полным ходом возводится новый квартал из пряничных домиков а-ля рюс – эдакие новокупеческие избы со встроенными гаражами для эксклюзивных внедорожников. Чисто и довольно мило, но жителей здесь пока мало, продолжаются строительно-отделочные работы.

Дальше до Псковского крома (кремля) туристу следует продвигаться зигзагами – то удаляясь в лабиринт кривых улочек, то вновь приближаясь к набережной. Так вы ничего не упустите. А когда доберетесь, наконец, до Крома, не сочтите за труд обойти его по берегу со стороны реки Псковы. Снаружи Псковский кремль покажется вам величественнее и даст приблизительное представление о самом себе многовековой давности. Но не слишком обольщайтесь: «древние» крепостные стены возведены после Великой Отечественной войны на месте жалких руин, а колоссальный пятиглавый Троицкий собор – архитектурный продукт конца XVII столетия.


Церковь Покрова и Рождества – сиамские близнецы.
Фото Оксаны Варкентин

Бродя по Пскову вы, конечно, обратите внимание на соединение принципиально несоединимого: древние православные храмы располагаются на улицах, до сих пор носящих мракобесные советские названия. Так, церкви Петра и Павла с Буя (1540) и Покрова Пресвятой Богородицы от Торгу (предположительно XVII век) «прописаны» на улице Карла Маркса, а храмы Михаила Архангела с Городца (1462) и Николы со Усохи (1535) фигурируют соответственно как дома номер 18 и 19 по Советской улице. Памятник архитектуры XV столетия – церковь Василия на Горке – «приватизирована» Октябрьским проспектом. Даже прославленный двойной храм Покрова и Рождества, речь о котором шла выше, начинает собой отсчет домов по улице Свердлова – одного из организаторов убийства в 1918 году царской семьи, ныне почитаемой РПЦ в качестве царственных страстотерпцев. Гримасы времени, так сказать. Слава богу, что кроме улиц Ленина и Воровского, Комсомольского переулка и нелепого Плехановского Посада можно еще прогуляться по Кузнецкой и даже по местному Летнему саду. Кстати, будьте осторожны в этом саду, ибо указатель со спасительной надписью непременно заведет вас к давно не функционирующим уличным кабинкам. Смело воспользуйтесь тогда умеренно платным выходом в расположенном поблизости кинотеатре «Победа».

После четырехчасового пешего похода я возвратился к вокзалу, возле которого имел напоследок случай пообщаться с одним из коренных жителей города. Житель сидел, понурившись, под дверью магазина, торгующего разнообразной снедью, в том числе и кормом для животных. Вид этого псковича на фоне сытых кошачьих морд с рекламного плаката до глубины души поразил меня своей отчаянной грустью, и, прикупив в магазине пакетик лососины, я тут же вывалил его содержимое замяукавшему горожанину.

Через полчаса поезд уносил меня прочь от Пскова – приграничного русского города, ничуть не похожего на Париж.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
270
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
328
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
189
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
143

Другие новости