0
2733
Газета Стиль жизни Интернет-версия

09.08.2013 00:01:00

Эти кошмарные стартапы

Велимир Разуваев
Заместитель заведующего отдела политики "Независимой газеты"

Об авторе: Велимир Владимирович Разуваев – обозреватель «НГ».

Тэги: стартап, пиар, реклама


стартап, пиар, реклама Далеко не все стартапы выглядят так. Фото РИА Новости

Однажды мой друг, прочтя роман Джона Апдайка «Кентавр», замечательным образом выразил свои впечатления. «Отличная книга! – сказал он с восторгом. – Только ничего не понятно. Зачем он вообще ее написал?» В этой несложной мысли, полной тем не менее мудрости, отразилась, как мне кажется, какая-то особенная грань жизни современного общества.
В моем случае – речь о недолгом периоде, что я шел по стезе пиарщика. Начинается история так: однажды я был пиарщиком. Не очень долго. И не очень многое успел. Поэтому, подумав, не могу теперь сказать – был ли я пиарщиком или нет. Тут нужно задаться вопросом: что такое PR? И только после этого ответить. Задавшись вопросом и ответив, скажу, что, пожалуй, все-таки не был.
Попал я на эту скользкую дорожку из рекламы, где я с нулевым успехом занимался анализом конкурентных продуктов. Взяли меня по знакомству: девушка, решившая, что должна создать проект, который перевернет весь мир, – была высокого мнения о моих способностях. Почему – я и сам не знал.
Суть проекта была такова: люди ходят в кафе и бары, там висят телевизоры, на которых крутят как общедоступные каналы ТВ, так и специальные – каналы Indoor-TV. Indoor – это телевидение, специально разработанное для так называемой сети HoReCa (hotel, restaurant, cafe). Хотя лично мне больше нравится КаБаРе (кафе, бары, рестораны) – или на худой конец «хорек». Так вот, проект должен был приручить непослушного российского «хорька», а потом завести и множество зарубежных «домашних зверушек». Мало того – выйти на рынок приложений. Больше – попасть в клубы, фитнес-центры, спа-салоны и еще тысячи мест, где стоят телевизоры.
Круг моих обязанностей был поначалу узок. Звонить по барам-ресторанам и предлагать им наш канал. Получалось не очень. А затем компании, чей уставный капитал не дотягивал до шести нулей в рублевом эквиваленте, неожиданно потребовался PR-директор. За заслуги, острый ум и ответственность (то есть за неимением альтернативы) – выбрали меня. И даже предложили набрать команду. За дело я взялся с энтузиазмом. В маленьком офисе, состоящем из одного зала в 30 или 40 квадратных метров, с широкими подоконниками, на которых так приятно было валяться и смотреть сквозь стеклянную крышу на проплывающие мимо облака, я проводил собеседования, очень аккуратно строя из себя того, кем не был, – начальника.
На удивление, многих перспектива поработать на ТВ привлекла. Их ничего не смущало – даже отсутствие оклада. Полагался только процент от сделки. Так был создан наш call-центр, замаскированный под PR-отдел. 10 человек трудились в офисе, 5 – удаленно. Хотя слово «трудились» вряд ли корректно. Мы работали в компании, в которой все в основном делали вид, что работали: выдавали свои беседы за чашкой кофе с владельцем бара или клуба за «тяжелые переговоры со стратегическим партнером». Спать порой приходилось на надувном матрасе, который и надуть-то никто не мог.
Для управления потребовался неординарный подход. Финансовые бонусы были заменены притчами, основанными на выпусках «Футурамы», душевными разговорами на отстраненные темы, совместными возлияниями, а также введением курения на запрещенной для этого территории и воспитыванием социального, гендерного и национального равенств. Никто ни на кого никогда не кричал. По сути, мы неплохо проводили время: обзванивали клиентов, ездили на встречи, составляли планы, новые презентации, бизнес-предложения, формировали цены на минуту рекламного времени и проч. Никто из нас делать этого не умел, и потому получалось все с переменным успехом. Но в конце концов не слишком часто в жизни приходится ежеминутно обманывать себя в том, что ты не продажник, а пиарщик. Хотя черт его знает, что лучше.
А мечты о лучшей жизни у многих как раз похожи.	Фото Reuters
А мечты о лучшей жизни у многих как раз похожи.    Фото Reuters 
Перед Новым годом никто не загорается идеей купить рекламу в незнакомой для себя отрасли. Наш гендиректор и главный инвестор (он же коммерческий директор) нервничали. В их планы входило заработать десятки миллионов за полгода, а прибыли не было два месяца. И в наш социалистический рай пробрался змей. Он соблазнял первого, кто получит полумиллионный контракт, айфоном. Он пропихнул в команду настоящую пиарщицу, которую, конечно, никто не принял – многие опасались за свои места. Видимо, чтобы не опасались, девушку сделали креативным директором. Змей задерживал в дороге технического директора, когда тот ездил на подключения новых точек трансляции. И поселил в голове генерального директора сомнения.
Словом, как это порой бывает, бизнес стал сектой. Хотя нет, практика показывает, что бывает как раз наоборот. Но не суть. Работа превратилась в безумие. Стартап мучился и кричал, а компания была похожа на раненое бешеное животное, которое никто не желал пристрелить – то ли из жалости, то ли из отвращения. Люди врали друг другу, начальство врало подчиненным, которым не платило, я врал начальству, на которое мне было плевать. А потом градус сумасшествия, когда все уже окончательно перестали понимать, что делают, превысил все возможные пределы. И я решил отоспаться. Отключил телефон на день. А вечером гендиректор сказала мне: отдохни две недели. И плевать на команду. Я понял это превратно. Сказал «спасибо за внимание» и ушел. Спал три недели и больше в прокуренную душную каморку не возвращался.
Так вот, выводы. В мире много таких компаний. Ребята с ТВ на удивление несознательно высасывали из сотрудников жизнь и время, не отдавая ничего взамен. Бывает и хуже, когда выкачка эмоциональных, физических и финансовых ресурсов из людей становится целью. А самое плохое – это когда в отсутствие прибылей люди начинают играть в единственные оставшиеся игрушки – власть и интриги. Раздел несуществующего королевства.
Хотя поражает не это. Поражает сам нынешний подход: кто ты такой, если у тебя нет своего проекта? Странное вообще это слово – проект. Писательство тоже стало проектом. (Хотя справедливости ради стоит отметить, что оно всегда этим грешило – взять хоть раннего Бальзака с его псевдонимами). Музыка, война, да хоть помощь бедным – проектирование. С подсчетом затрат, потерь и доходов. Может, оно и правильно – и живется проектировщикам прагматично и красиво. Но вопрос в другом.
Однажды мой приятель рассказал историю: канвы не помню, но участники – Билл Гейтс и кто-то еще – говорили, что глупо бороться за самое дорогое место на кладбище. Если так – глупцов много. И путаются понятия самореализации и успеха. Первое вовсе не означает второе, а второе не означает первое. Обязательным фактором полноценной жизни является только самореализация. Стремление к успеху просто как к цели несет, несмотря на восторг, роскошь и окружающую тебя красоту, страдания другим людям. А человеку должно быть счастливым.
Я вот, к примеру, счастлив, когда пишу. И глупо было бы сомневаться в необходимости существования моей армии маленьких чернильных солдатиков. Они порой идут неверным строем, а порой идут не туда – но хотя бы идут. Иногда они разрознены и разбиты – но хотя бы они существуют. Самый же приятный аспект состоит в том, что эту армию устающих, но верных букв и знаков никто у ее обладателя никогда не отнимет.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2325
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5156
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2854
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3295

Другие новости