0
9631
Газета Стиль жизни Интернет-версия

04.12.2013 00:01:00

Хозяин своего горла

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед.

Тэги: буддизм, горловое пение, музыка, тува


буддизм, горловое пение, музыка, тува С тибетской музыкальной традицией Россию познакомили странствующие монахи. Фото Reuters

Вынесенное в заголовок название рассказа Юрия Мамлеева, вроде бы не имеющего никакого отношения к теме моего рассказа, тем не менее как нельзя лучше обозначает уникальный феномен – искусство горлового пения.

Виды горлового пения – а их множество – можно условно разделить на две группы – «сибирское» и тибетское. Будучи, без сомнения, национальным достоянием России, горловое пение сибирских народов – тувинцев, хакасов, алтайцев, якутов – совершенно неизвестно большинству россиян. В то время как «Хуун-хуур-туу», «Ят-Ха» и другие знаменитые коллективы выступают на элитных концертных площадках Америки и Европы, многие музыканты вообще живут на Западе, алтайский кайчи (сказитель) Болот Байрышев записывается в Японии, а американцы собираются строить в Туве «аллею славы» горлового пения – на родине их знают и ценят немногие любители, преимущественно жители нескольких мегаполисов. Ну и земляки, конечно. Имеющие несколько видов и множество разновидностей стили горлового пения сибирских народов возникли, по преданию, как подражание звукам, издаваемым животными и птицами. Обычно в этой технике исполняются лирический эпос, как в Туве, героический на Алтае, а якуты, в том числе и женщины, используют его в шаманских камланиях.

Другая, сильно отличающаяся от сибирской, традиция горлового пения – тибетская. Будучи неразрывно связанными с буддийской и бонской традициями, тибетские виды пения считаются, согласно одному преданию, имитацией рева полубожественных существ, согласно другому – вибрацией тела Махакалы, «просветленного существа», защитника буддизма.

Тибетское горловое пение известно россиянам и западным людям в основном благодаря концертам-ритуалам путешествующих тибетских монахов, начиная с 1990-х годов регулярно посещающих и Россию. Однако помимо «этнических» носителей этой музыкальной традиции есть и его западные адепты. Если учиться петь и играть на национальных инструментах в ту же Туву едут преимущественно люди с Запада, то тибетским горловым пением с успехом овладели москвичи.

Первопроходцами здесь были трое – Алексей Тегин, Святослав Пономарев и Игорь Янчеглов, создавшие в конце 1990-х годов проект «Пурба», выступавший на территории полуразрушенной фабрики в центре Москвы. Пурба, или пхурпа – ритуальный трехгранный кинжал, предназначение которого – рассеивать негативные влияния злых духов.

Через несколько лет пути основателей разошлись, и каждый создал свой проект. Участником и отчасти продюсером некоторых из них довелось побывать и мне.

Игорь Янчеглов создал театр тибетской мистерии «Лунгта». В переводе с тибетского - «Конь ветра», что означает энергию удачи, так же называются пятицветные молитвенные флаги, непременно украшающие любой храм или монастырь тибетского буддизма. Представления «Лунгта» – многогранные мистериальные перформансы. Представьте себе несколько человек, сидящих в ряд, трубящих в трехметровые трубы – дунгчены, ритуальные трубки из берцовой кости – ганлины, стучащих в медные тарелки и огромный барабан и исполняющих низкими утробными голосами буддийские мантры. В тибетский звуковой ряд вплетаются индейские мотивы и электрогитара, а на переднем плане человек в «костюме скелета» исполняет танец «Повелителя четырех кладбищ».

21-8-3.jpg
Тувинские музыканты гораздо больше
известны на Западе, чем в России.
Фото ИТАР-ТАСС

Несмотря на эксперименты с элементами современных западных музыки и театра, в музыкальной, вокальной и ритуальной составляющей Янчеглов строго придерживался буддийской традиции. Так, несколько уроков пения в технике дзоке и гьюке и игры на тибетских инструментах мы получили непосредственно от монахов монастыря Гьюдмед.

Художник и фотограф, а также музыкант Святослав Пономарев и по сей день выступает с сольным по преимуществу проектом «Пурба», где помимо традиционно тибетской музыки экспериментирует с современными электронными и индустриальными вещами, а также привлекает к участию музыкантов разного профиля и… шаманов.

Художник и в прошлом музыкант-авангардист Алексей Тегин создал «консервативный» проект «Пхурпа», исполняющий «ритуальную музыку традиции Бон». Бон – добуддийская традиция Тибета, с элементами шаманизма и магии, на данный момент не сильно отличающаяся от некоторых школ буддизма. Впрочем, мантры «Пхурпа» исполняет исключительно бонским пением – гьером, принципиально отличающимся от буддийских техник дзоке и гьюке. Длинные, по 10–15 минут, композиции «Пхурпа» исполняет исключительно в полумраке, на всех участниках характерные ритуальные костюмы – темные хитоны и круглые островерхие шляпы.

Благодаря этим музыкантам гортанный голос Тибета доносится до российских ценителей этники и восточных религиозных культур. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Эпоха трезвости" наступила при росте производства алкоголя

"Эпоха трезвости" наступила при росте производства алкоголя

Ольга Соловьева

Доля непьющих россиян увеличивается только в социологических опросах

0
323
В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций

В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций

Анастасия Башкатова

Торговые сети настаивают на том, что их наценки обусловлены издержками, а не гонкой за прибылью

0
408
КПРФ не нашла подхода к своему сложносоставному электорату

КПРФ не нашла подхода к своему сложносоставному электорату

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Власть зажимает левых в рамках легальной политической деятельности

0
286
Нефтяной рынок входит в период нестабильности

Нефтяной рынок входит в период нестабильности

Михаил Сергеев

Баррель черного золота может стоить от 40 до 100 долларов

0
328

Другие новости