0
3064
Газета Стиль жизни Интернет-версия

13.10.2014 00:01:00

Синий платочек

Юрий Симонян
Обозреватель "Независимой газеты"

Об авторе: Юрий Карленович Симонян – заместитель заведующего отделом политики стран ближнего зарубежья.

Тэги: тбилиси, быт, общество


тбилиси, быт, общество Сапожник в Тбилиси – профессия уважаемая.

…Тбилиси, точнее, старая его часть – это еще и конгломерат «итальянских дворов». Главный их недостаток в том, что, живя в таком месте, трудно остаться наедине с самим с собой. Все у всех на виду. Безусловное достоинство – все друг другу больше, чем соседи, в горе и в радости – все вместе. Редкие размолвки быстро заканчиваются миром, выяснение недоразумений не откладывается в долгий ящик. Коммуна. В одном из таких дворов уже достаточно давно довелось как-то пожить и мне.

Наш двор отличался от других наличием сапожной мастерской. Собственно, мастерской ее называл, теша самолюбие, пожилой сапожник Арутюн Бегларович. А на самом деле – будка, не намного больше собачьей. Был он хорошим мастером, но поговорка о крепкой связи сапожников с алкоголем была как раз о нем. Тем не менее профессионализм Арутюна Бегларовича затмевал порок, и сам он, что бы ни случилось накануне, ранним утром, нацепив очки и чуть повернув замок на дверях мастерской к свету, вставлял в него ключ.

В то утро Арутюну Бегларовичу было тяжело. И как назло, кроме горы нуждающейся в ремонте обуви, в мастерской ничего не оказалось – приятель позаботился и убрал остатки их нехитрого ужина. Здоровье поправить было нечем, и Арутюн Бегларович решил начать день с простой работы – с набоек на женские сапоги.

Он быстро управился с левым сапогом и уже прилаживал набойку к правому, как сверху раздалось переливчатое: «А-а-а-а-а-а-а-аааа...» – солистка оперы Медея Соломоновна со второго этажа приступила к утренней распевке.

Арутюн Бегларович отложил сапог в сторону и вышел на свежий воздух. Увидев меня в открытом окне, пожаловался: «По горло работы, а не могу работать. Все она – с утра до вечера «а-а-а» да «а-а-а». Это разве дело?! Взрослая женщина, и так несерьезно живет. Если муж на базар ее пошлет, кило нормального мяса для толмы не купит! Одно только «а-а-а-а» на уме без конца и даже без края!..»

Рассуждения Арутюна Бегларовича прервал клиент, пришедший за обувью, и они нырнули в мастерскую. Медея Соломоновна прекратила распевку, и сапожник, пользуясь наступившей тишиной, взялся за прерванный ремонт женского сапожка. Он стал прилаживать набойку. Но взмах молотка совпал с внезапным возобновлением певицей вокальных упражнений. Рука у Арутюна Бегларовича предательски дернулась, и набойка впилась в каблук наискось. Сапожник вылупился на брак. Потом отшвырнул сапожок в сторону и пулей вылетел из будки. Мгновение спустя он, подбоченившись, стоял под окнами Медеи Соломоновны.

– Мадам, сколько можно это самое «а-а-а» кричать? – копившееся много лет раздражение поперло из сапожника наружу. – Работать не могу – вот, даже брак пошел!

– Арутюн Бегларович? – высунулась в окно оперная прима. – Что это вы такое говорите?

– Что слышишь, мадам, то и говорю, – Арутюн Бегларович старался держать себя в руках. – Тебе лишь бы «а-а-а-а», а я из-за этого «а-а-а-а» работать не могу. И так каждый день! Постыдилась бы!

– Я должна стыдиться? – Медея Соломоновна пошла пятнами. – Чего я должна стыдиться, Арутюн Бегларович? Что за вздор вы несете? У меня вечером сложная партия, мне необходима распевка, чтобы быть в форме!

Возмутиться наступил черед сапожника:

– Говори – не говори – один черт. Ничего эта женщина не понимает! В пятый раз объясняю, милая мадам: у меня работа стоит, не могу из-за этой вашей формы туфли починять, клиенты приходят, я их обратно без обуви отпускаю, а им носить нечего! А все ваша запевка-распевка. Мужа не жалеете, соседей не жалеете, меня не жалеете, так хоть этих несчастных босоногих пожалейте и временно прекратите свои крики! Или если можешь петь, то спой что-нибудь нормальное, чтобы приятно было слушать.

– Вы, Арутюн Бегларович, сами совершенно ничего не понимаете... – повысила было голос Медея Соломоновна, но вдруг замолчала, словно вспомнила о чем-то важном. Выжидая, молчал и сапожник. – Что вы называете нормальным пением?

– Хотя бы «Синий платочек»... – и, уже повернувшись ко мне, мастер еще раз сокрушенно произнес: – Вах, ты такое видел безобразие? И главное – каждый день одно и то же.

Типичный итальянский дворик грузинской столицы.	Фото Георгия Цагарели
Типичный итальянский дворик грузинской столицы.
Фото Георгия Цагарели

Арутюн Бегларович озадаченно вертел в руках женский сапожок и ломал голову над тем, как исправить допущенную оплошность, да еще так, чтобы хозяйка обуви ничего не заметила. И тут привычную ненавистную распевку, вдруг сменило:

«Синенький, скромный 

платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

Ласковых, радостных

встреч...»

– Ты смотри! – высунулся из будки удивленный сапожник. – Умеет ведь, если захочет!

Вдохновленный песней, он отковырял набойку и чем-то быстро замазал поврежденный каблук. Мучившая с утра омерзительная дрожь в руках чудодейственно унялась, и работа заспорилась. Медея Соломоновна допевала последние строки: «...За синий платочек, что был на плечах дорогих!» – а Арутюн Бегларович, довольный, осматривал приведенную в порядок пару женских сапожек.

Когда певица замолчала, он выскочил во двор и энергично зааплодировал:

– Браво, мадам! Ай, молодец! Браво!

Медея Соломоновна в знак признательности грациозно наклонила голову. Приняв корявые комплименты, певица с достоинством произнесла:

– А теперь, Арутюн Бегларович, вы все-таки должны простить меня, но мне совершенно необходимо продолжить упражнения.

Сапожник вернулся к работе. Он заточил шило, без труда продел нитку в игольное ушко, но только это и успел. Медея Соломоновна возобновила вокализ, и в руки мастера вернулась мелкая дрожь. Арутюн Бегларович чертыхнулся, убрал требовашие прошивки ботинки обратно на полку и вышел во двор.

– Ну что ты будешь делать? – вздохнул он, обращаясь ко мне. – Никакого сладу. «А-а-а-а» – да зурна тебе со своим дудуком, бездельница!

Он запер мастерскую и ушел, повесив на дверь картонку с хитрой рукописной надписью: «Материала нет. Пошел за материалом. Готовый ремонт – после обеда завтра». Слова в надписи были разного размера, написаны вкривь-вкось на различных уровнях. Табличка оставляла Арутюну Бегларовичу возможность оправдаться перед клиентом: всегда можно было сослаться на то, что он еще не обедал, а дважды в день мало кто не ленился приходить за обувью, или на то, что «послезавтра» еще не наступило, а слово «обед» было якобы вписано расшалившимися детьми. В зависимости от обстоятельств.

На следующий день, придя на работу, Арутюн Бегларович сразу заметил бумажку, прилепленную скотчем к объявлению о «закончившемся материале». Его кольнуло нехорошее предчувствие. Он достал очки, готовый прочитать записку с угрозами и проклятиями от клиента. Но это были два аккуратно сложенных билета на субботнее представление в опере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1855
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4473
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2440
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2792

Другие новости