Актера Гойко Митича поздравили с днем рождения вручением награды «За вклад в кинематограф». Фото пресс-службы фестиваля
– А в Сочи вы не отдыхали?
– Ну, в Сочи, я думаю, хоть раз в жизни отдыхает каждый человек.
Этот знаменитый диалог из фильма «Москва слезам не верит» я вспоминала, когда собирала чемодан для поездки в Сочи. Правда, ехала я туда не отдыхать. В начале июня там проходил II Международный кинофестиваль «Евразия-Кинофест», вместивший в себя внушительную кинопрограмму и деловой блок мероприятий. Впрочем, там, где море, солнце и тепло, любая работа покажется раем. Погода, кстати, оказалась милостивой к многочисленным участникам киносмотра – не было удушающей жары, комфортная температура не превышала +25 градусов. А то, что вода в море была достаточно прохладной, тоже в плюс: у отдыхающих потенциальных зрителей меньше соблазнов предпочесть пляж кинозалу.
Фильмы в программе были все неизвестные, даже экзотические – из Кении, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, – без знаменитых, медийных лиц. Но зрители шли, с интересом смотрели, с сеансов не уходили. Значит, цепляли истории, их подача, посыл, заложенный авторами. Основной фестивальной площадкой стал Летний театр, расположенный рядом с морем, в парке имени Фрунзе. Здание историческое, построено оно было в 1937 году в стиле ампир по проекту московского архитектора Василия Кролевца. Круглое здание с колоннадой, обрамляющей зрительный зал, да к тому же с небом вместо крыши, стало знаменитой летней концертной площадкой. Здесь выступали Святослав Рихтер, Вольф Мессинг, Эдита Пьеха, Кубанский казачий хор, «Песняры», Валентина Толкунова, Алла Пугачева и многие другие. В 90-е здание обветшало, утратило былую славу и к началу 2000-х являло печальное зрелище. За его судьбу было боязно. Взялись за него в 2001 году, что позволило Летнему театру ожить. Последняя реконструкция прошла совсем недавно, и фестиваль стал практически первым масштабным гостем в обновленном здании. Летний театр обрел стеклянный купол-крышу, увеличилось количество зрительских мест.
Совсем рядом с Летним театром располагается Дача певицы Валерии Барсовой. Объект напрямую к фестивалю не относящийся, но для посещения крайне любопытный. Тем более что дойти туда до или после сеанса было несложно. Знаменитая певица Валерия Барсова 27 лет была солисткой Большого театра. Сочи Валерия Владимировна очень любила, построила здесь дачу, где позднее, после своего ухода со сцены, она основала оперную студию. Поэтому в здании есть и сцена, и зрительный зал. В итоге оперную студию открыть ей не разрешили, и тогда она продала второй этаж дома В 1967 году певица завещала любимому городу первый этаж дома и концертный рояль. Теперь здесь располагается музей, где воссоздана обстановка дома Барсовой, есть и большая фонотека редких музыкальных произведений в исполнении певицы. 13 июня исполнилось 133 года со дня рождения Валерии Барсовой.
В этот же день на «Евразия-Кинофесте» чествовали своего именинника. 85 лет исполнилось актеру Гойко Митичу. Знаменитый Чингачгук – Большой Змей отмечал свой день рождения на закрытии фестиваля, где ему был вручен приз «За вклад в кинематограф». На экране – кадры из фильмов, где молодой Митич воплощал образы смелых индейцев в немецких вестернах. А на сцене актер получал награду.
![]() |
Бразильская актриса Луселия Сантос в 80-е годы прошлого века была известна всему СССР. Кадр из телесериала «Рабыня Изаура». 1976–1977 |
Круглый стол официально назывался сухо, по-деловому: «Актерский метод по системе Сергея Герасимова». Но на самом деле это была очень теплая, трогательная встреча звезд советского кино, однокурсников, единомышленников, людей, которым посчастливилось вступать в творческую жизнь под руководством педагога, режиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова. Актерско-режиссерские мастерские, которые Сергей Герасимов вел вместе с супругой актрисой Тамарой Макаровой, воспитали целую плеяду кинематографистов.
В Сочи собрались и однокурсницы-«Наташки»: Наталья Бондарчук, Наталья Аринбасарова, Наталья Гвоздикова. Не хватало только четвертой – Белохвостиковой, но ее тоже вспоминали. Были однокурсники-режиссеры – Лариса Садилова и Алексей Романов. Были Лариса Лужина и Валентина Теличкина. И у всех нашлись добрые слова в память об учителях. А вел встречу Сергей Никоненко, тоже ученик Герасимова. Истории рассказывались разные, но сходились все в одном: Сергей Аполлинариевич был непревзойденным педагогом, который вкладывал в своих учеников душу и сердце, обучал их не только азам профессии, но и тонкостям человеческого общения, жизненной мудрости и даже бытовому этикету.
«Я потомственная герасимовка, – гордо заявила Наталья Бондарчук. – Мама и папа встретились во ВГИКе для того, чтобы родилась я. Именно на «Молодой гвардии» мамочка и папочка расписались».
53 фильма было представлено в трех фестивальных конкурсах: игрового полнометражного и короткометражного и документального кино. Лучшим в конкурсе полного метра был признан фильм «Нави: дорогая будущая я» (Кения–Германия, режиссеры – Валентин Челлугет, Апуу Моурин, Тоби и Кевин Шмутцлер). Жюри приняло абсолютно мудрое решение, наградив эту красивую, умную и трагичную картину, затрагивающую болезненную тему положения и прав женщин в современной Кении, где до сих пор 14-летних девочек насильно выдают замуж в обмен на верблюдов и прочую живность. Лишают девчонок возможности выбора, не дают учиться и получать высшее образование. Как ни дико это звучит, но сейчас, в 20-е годы XXI века, эта тема очень актуальна, и не только в Кении.
Еще хотелось бы отметить картину из Таджикистана «В поисках истины» (режиссер Манзарали Шерали). Лично мне она приглянулась тем, что в ней показан тот образ коллеги-журналиста, который в нашем кино сейчас практически утрачен. Главный герой, журналист из Душанбе, Джамшед – честен, смел, бескомпромиссен, профессионален и эмпатичен. И не могу не упомянуть девятиминутную короткометражку Ильи Северова «Любовь». Это пронзительное киноэссе о безграничной силе любви и жестокой неумолимости времени вызывает сильные эмоции – браво режиссеру!
Сочи – Москва