0
787
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

13.04.2006 00:00:00

Бутылка из-под кефира

Тэги: реализм


Сегодня во «Внеклассном чтении» мы попытаемся классифицировать некоторых современных писателей, которых умные критики порицают за недостаточную глубину и поверхностность. Михаил Серафимов называет их «новыми простыми», а по-моему, они всего-навсего реалисты. Не социалистические, не критические и уж тем более не магические. Реалисты как таковые.

Что может быть реальнее и неизбежнее предметов, которые тебя окружают, одежды, еды, зеркала, в которое ты смотришься, умываясь? По-моему, ничего. Из них складывается твой мир, а не из ответа на вопрос «Как нам обустроить Россию?».

Вообще говоря, в книгах Эрленда Лу, Евгения Гришковца, Бориса Минаева и Дмитрия Данилова вопросы над ответами явно преобладают. Что мне нравится? Хороший ли я человек? Чего хотят люди, которые меня окружают? Разве может быть что-то важнее этих вопросов? Потому что они обращены к реальности, а всего остального просто не существует. Не существует политики, экономики, постмодернизма и постинтеллектуализма. Их придумали нечестные люди, чтобы заработать себе моральный капитал и заморочить нам голову.

А еще – чтобы не было скучно. Я заметил в последнее время, как сильно боятся скуки критики и писатели. Да и читатели, пожалуй, не меньше. Если в книжке нету экшна, говорят, что книжка не удалась. Если в книжке нету очередной зубодробительной теории, напоминающей попытку почесать левой рукой правое ухо, говорят, что книжка тупая и читать ее очень скучно.

У «новых простых» писателей экшна почти нет, событийность практически нулевая. Никто ни с кем не борется. Никто не ведет умственных разговоров. А главное – не боится остаться наедине с самим собой. Отделение мух от котлет, себя от мира идей – вот основная сюжетная линия этих произведений. Спекулянты идеями долго убеждали нас, что человек – это стиль, и в конце концов мы поверили. Хотя ежу понятно, что человек – это человек, а стиль – это стиль. Можно, наконец, вернуться к себе. Никто за это не заругает.

Другое дело, что упрощение мира – операция мучительная. Требующая мужества и кристальной честности. Кому под силу выдержать собственную пошлость и заурядность? Кому под силу смириться с тем, что главные события твоей жизни – поездки с работы и на работу? Только очень смелому и честному человеку.

А еще я заметил, что эти писатели совершенно не агрессивны. Знаете, почему? Потому что они решили принять мир, а не бороться (с кем?) за его улучшение. И не создают жупелов, чтобы отвлечь внимание от своих недостатков. И не отказываются от ответственности за свою жизнь.

По-моему, это и называется реализмом. Ведь что такое реализм, если вдуматься? Вижу бутылку из-под кефира ≈ пишу: бутылка из-под кефира. Но куда деваться, если она бутылка из-под кефира, а не актуальная инсталляция и не пропахшая потом родины телогрейка бомжа?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
822
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
478
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
1049
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
887

Другие новости