0
729
Газета Телевидение Интернет-версия

17.06.2005 00:00:00

Телевидение работает по отработанной схеме

Тэги: телевидение, резник, закон, прозрачность, насилие


телевидение, резник, закон, прозрачность, насилие Борис Резник считает, что хартия телевещателей – это профанация.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

-Борис Львович, недавно вы написали письмо Путину. О чем речь?

– Суть письма очень простая. На протяжении долгого времени нас пугают новым законом о СМИ, хотя старый закон, которому на днях исполнилось 15 лет, является одним из немногих, работающих по-настоящему, либеральных демократических законов, который перевернул не только отечественную журналистику, но и нашу жизнь. Новый закон разрабатывается Министерством культуры и массовых коммуникаций. Я видел несколько вариантов – они все не выдерживают критики. Я предложил президенту принять не новый закон, а его новую редакцию, подготовленную одним из авторов того, прежнего, Михаилом Федотовым. Плюс несколько рамочных законов. Например, о демонополизации СМИ. Раньше монополистами у нас были олигархи, что плохо, теперь же ситуация ничуть не лучше. Монополистом стало само государство, постепенно прибрав к рукам сначала электронные СМИ, а теперь тихо-тихо взявшись и за печатные СМИ. Хотя еще три года назад тогдашний министр печати Михаил Лесин заявил, что государство будет избавляться от медийных активов, сегодня мы видим процесс совершенно обратный. Вот-вот будет продан последний маленький островок независимости на телевидении – компания Ren-TV. Я ничего плохого не хочу сказать о холдинге «Газпром-медиа» и «Еврофинанс», что само по себе одно и то же, но это государственная структура. В любой момент, в час икс, скажут: «Ну, хватит шалить, ребята... давайте делайте то-то и то-то». Все это давно отработанная схема. Посмотрите на НТВ, на другие федеральные каналы. Все там послушно и делается как положено. Особенно ручное управление было видно на примере дела Ходорковского, которое на всех каналах освещали до того бездарно и паскудно, что просто противно было смотреть. Еще два рамочных закона, которые назрели, – это об обеспечении финансовой независимости СМИ и о об общественном телевидении. В свое время последний мы вносили еще в прошлую Госдуму, но тогда нам сказали, что сейчас нет политической воли.

– Последовала какая-то реакция на ваше письмо?

– У меня был приватный разговор с одним из руководителей президентской администрации. Мне было сказано, что в письме есть здравое зерно, сейчас, наверное, действительно не стоит тревожить этот закон и принимать новый. Меня это немного воодушевило, но затем выступил Сергей Миронов и опять сказал, что будет приниматься новый закон о СМИ.

– А как вы относитесь к созданию канала Russia Today на базе РИА «Новости»?

– Все это уже мы переживали. Знаете, это исходит из стремления не быть, а казаться. Можно строить страну, нормальное, цивилизованное гражданское общество, но это тяжелый и долгий процесс. А можно делать вид, что все у нас хорошо, и вещать об этом миру. Я, например, не знаю, кто бы этот внешний пиар делал в Англии, в Америке, в Швейцарии, в Швеции, да в любой стране.

– В Америке это, наверное, CNN, в Англии – Би-би-си...

– Нет, это общественное телевидение, которое работает на себя, на страну и в том числе на мир, представляя беспристрастный взгляд на события. Да, есть в Англии канал, вещающий на арабском языке, но совсем не для того, чтобы пропагандировать английскую жизнь, а для того огромного числа арабов, которые проживают в Великобритании и в странах Британского содружества. А у нас на создание имиджевого государственного канала деньги выделяются из бюджета. Причем все понимают, что на 30 миллионов долларов ничего не сделаешь. Это только стартовая цена.

– На прошлой неделе министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заявил, что государство должно выделить деньги на модернизацию космических спутников, иначе под угрозой окажется вещание федеральных каналов, в частности Первого. Вам не кажется странным, что деньги из бюджета должны выделяться одному из самых богатых – по стоимости рекламного времени – каналов?

– Вопрос, конечно, очень интересный. Я считаю, что у нас вообще проводится весьма странная политика. Мы делали анализ года четыре назад, сравнивали показатели НТВ и канала «Россия». Рекламное время одинаковое, расценки почти одинаковые, но официальные доходы НТВ от рекламы были в шесть раз больше, чем на втором канале. Хотя тогда на «России» просто буйствовал телерекламный монополист в лице «Видеоинтернешнл» (кстати, лесинская структура). Они сделали очень просто: прятали деньги в регионах, создавая дочерние предприятия. Вроде как есть реклама, а вроде ее и нет. Настоящее мошенничество.

– Какие-то меры были приняты государством?

– Мы довели информацию и до правительства, и до правоохранительных органов, до прокуратуры, но все спустили на тормозах.

– А какая была мотивировка?

– Да никакой мотивировки не было. Указано было на недопустимость, на то, что надо принять меры и т.д. Обычный такой бюрократический ход, и меры никакие не принимались. У нас ведь всячески поддерживают и оберегают тех, кто хвалит правительство, президента. Так называемых «своих» и «наших». С этим мы постоянно сталкиваемся в Государственной Думе. Сейчас наш комитет устранили от вопросов выделения и распределения бюджетов государственных телеканалов, чтобы мы не могли контролировать те субсидия и субвенции, которые идут туда. Этим сегодня занимается правительство.

– А как же они отчитываются перед Госдумой?

– Приводят лишь общие цифры, никак их не расшифровывая.

– Прокомментируйте, пожалуйста, принятие руководителями ведущих каналов хартии об ограничении насилия на телеэкране.

– Я приветствую само принятие хартии, но она невыполнима по своей сути. Профанация. Вы только вдумайтесь в этот текст! Телеканалы «должны принять меры к недопущению нанесения ущерба общественной нравственности....». Я знаю, что такое «нравственность», но не понимаю, что такое «общественная нравственность». Далее. Хартия запрещает рекламировать не только алкогольные напитки и табачные изделия, но и сам «процесс курения и употребление алкогольных напитков». Значит ли это, что, к примеру, фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, Или с легким паром!», где главный герой напивается с друзьями, – должен быть запрещен к показу по телевидению? Дальше – больше. Маразм идет полный: «Ввести добровольное ограничение при освещении событий и демонстраций, способных нанести серьезный вред умственному или моральному развитию детей». Что, несерьезный вред причинять можно? А как проверить серьезность вреда? «Установить, что такие материалы могут содержаться лишь в новостийных программах» (все-таки можно вред наносить), «в том числе в репортажах, ведущихся с места событий в пределах обусловленных информационной целью». Попробуйте где угодно доказать: есть цель, нету цели.

– Зачем же, на ваш взгляд, эту абракадабру с такой помпой подписали, с одной стороны, руководители ведущих телеканалов, а с другой – лидеры думских фракций?

– К сожалению, этот текст не рассматривался у нас в комитете, хотя могли бы показать. Я его получил за полчаса и тут же ворвался туда. Но поскольку там было такое торжество, я не захотел им на фоне телевизионных телекамер устраивать публичный скандал. После подписания я позвонил думским руководителям и задавал один и тот же вопрос: «Вы что дали-то?», на что они заявили, что готовили не они, а юристы первого и второго каналов. Тогда я позвонил руководителю одного из каналов, своему старому товарищу, который тоже подписывал, и спросил: «Ты видел, что подписал?» – «Да нет, я прочитать не успел». Я говорю: «Ну, тогда я зачту тебе по телефону». В итоге в процессе чтения он повторял только одно слово: «О, блин! О, блин!..»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
769
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
540
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
853
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
1016

Другие новости