0
24610
Газета Телевидение Печатная версия

16.02.2023 18:41:00

"Шаляпин" как набор реально красивых картинок с реально хорошими актерами

Опять комикс

Тэги: телесериал, шаляпин, кинокритика


телесериал, шаляпин, кинокритика Друзья, актер Мамонт Дальский (слева, Ян Цапник) и певец Федор Шаляпин (Александр Горбатов) душевно гуляют в ресторации. Кадр из сериала

На этой неделе на канале «Россия 1» был показан 8-серийный байопик «Шаляпин», посвященный великому русскому оперному певцу. Показывали по две серии в день, начиная с понедельника, и уложились до пятницы.

Сразу стоит сказать, что исторический сериал и сериал-байопик (biographical picture – «биографическая картина») – немножко не одно и то же, хотя и могут включать элементы друг друга.

Сериал «Шаляпин» (режиссер Егор Анашкин) – красивое, а скорее сочное зрелище; касательно исторических интерьеров, скрупулезно выполненных костюмов, подобранных предметов обихода и прочих декораций – всё вполне на высоте. Актерский кастинг тоже вроде следует похвалить – если бы не главный герой.

На пресс-показе в МИА «Россия Сегодня» продюсеры сообщили, что не стремились к портретному сходству, а в сыгравшем Федора Шаляпина актере Александре Горбатове нашли народность, мужскую харизму и высокий рост.

Недавно Горбатов достойно сыграл Прохора Громова (большая и тяжелая работа) в «Угрюм-реке», что очень мешает восприятию; тот образ, что называется, впечатался в сознание. Но и не только это: образ реального Шаляпина тоже давно туда впечатался. Сохранилась масса портретов и фотографий, на них большой человек с широким открытым лицом (и поведением «размахнись, рука, – раззудись, плечо!»). Когда тем не менее все-таки обнаруживаешь в сериале портретное сходство с Шаляпиным, но в лице актера Александра Койгерова (Собинов), впадаешь в некоторое недоумение.

То, что портретное сходство – условие необязательное, продемонстрировал нам сериал Дуни Смирновой «Вертинский», где в роли внушительного Александра Николаевича снялся невысокий и щуплый Алексей Филимонов с совсем непохожим на своего героя лицом. Однако после двух минут его пребывания на экране мы напрочь забыли об этом! С удивлением открыв для себя гениального артиста 42 лет от роду. Но то «Вертинский» – работа, сделанная с пронзительной любовью к материалу и оттого потрясающая.

Чего не скажешь о «Шаляпине». Это такое добросовестно-скучное изложение основных фактов биографии известного человека по типу «культпросвет и развлекуха в одном флаконе». Скучное – из-за массы банальных приемов, просчитываемых наперед. Да и действие все время распадается на отдельные картинки: вот герой, с виду дубина дубиной, получив шанс заменить запившего баса в опере Манюшко «Галька», на репетиции раз десять подряд не может заставить себя открыть рот. Наконец все срастается.

Следующий эпизод – уже вполне цивильный господин заявляется в Летний сад к антрепренеру Лентовскому (Роман Мадянов), где тот репетирует водевиль. Следующий – уже почти барин поступает в императорский Мариинский театр.

Отлично, но где переходы и подробности такого крутого восхождения наверх?.. Как совершенно точно написал кто-то в сети (см. сайт кино–театр.ру): «Хочется именно истории: с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой (и даже – моралью, черт побери!). А вместо этого – опять комикс, набор реально красивых картинок с реально хорошими актерами».

Это правда – актеры тут реально хороши: Ян Цапник (Мамонт Дальский), Владимир Юматов (владелец частной оперы Савва Мамонтов, куда поступил герой), Федор Добронравов (отец героя)… Сергей Селин (бас, благодаря чьему запою началась карьера героя), Александр Яценко (художник Коровин), Александр Яцко (художник Врубель), Борис Каморзин (директор Императорских театров), Федор Лавров (секретарь Шаляпина), Юлия Снигирь (возлюбленная и вторая жена), Катерина Шпица (первая партнерша на сцене – и объект первой влюбленности), Роман Ладнев (Максим Горький). Но самое сильное впечатление произвел артист Лев Зулькарнаев в роли композитора Рахманинова, похоже, став новым актерским открытием.

Самое же лучшее, что есть в сериале, – это голос всемирно известного баса Ильдара Абдразакова, исполнившего шаляпинские арии (дай бог, кто-нибудь додумается выпустить диск с ними); нет никакого сомнения, что голос Абдразакова – не меньшее национальное достояние, чем шаляпинский...

Зрители в Сети иронизируют: «Сериал следовало бы назвать: «Шаляпин. Спасибо, что не Прохор» и «Перефразируя Гафта: «Не страшно умереть, страшно, что после смерти о тебе снимут байопик мастера российского кинобизнеса». Замечают: «Еще бы убрать с героя этот легкий налет идиотизма…» и резюмируют: «Полный провал. Очередное мыло за госсчет».

Все так, но становится прямо обидно за огромную съемочную группу: год работы, столько приложено стараний, сил, ухищрений – и нате зрительское резюме, краше не бывает…

А вот не так безжалостно: «Один плюс у сериала: познакомить несведущего зрителя с великим русским басом. Ну, а для специалистов такой сериал, конечно, выглядит клюквой развесистой». Да, есть надежда, что особо дотошные зрители захотят после сериала прочитать автобиографическую книгу Шаляпина («Книга моей жизни»), это плюс всех байопиков.

Ох уж эта слащаво-приторная подача материала! Это желание непременно канонизировать героя и тем самым превратить его образ в плоский и одномерный. А ведь если вспомнить хотя бы свидетельство писателя Ивана Бунина: «Горький, Андреев, Шаляпин жили в непрестанном упоении своими славами, в непрерывном чувствовании их не только на людях, но и в гостях друг у друга, в отдельных кабинетах ресторанов, – сидели, говорили, курили с ужасной неестественностью, каждую минуту подчеркивали избранность своей компании и свою фальшивую дружбу этими к каждому слову приставляемыми «Ты, Алексей», «Ты, Леонид», – появится и трехмерность, и многомерность.

Вопрос: как, не поминая таланта, в двух словах охарактеризовать Шаляпина? Ответ: самобытность и широта души. А авторы сериала зачем-то придумали рефлексирующего трагичника (даже отец ему говорит: «Рожа у тебя вечно такая, как будто кислятины нажрался»). Право, если бы включила телевизор, не зная, что именно там идет, и увидела Шаляпина – Александра Горбатова, решила бы, что он – некий диссидент Серебряного века. 


Читайте также


Истории о человеческих пороках и грехах

Истории о человеческих пороках и грехах

Вера Цветкова

Любимым занятием в отпуске 72% россиян назвали просмотр фильмов и сериалов

0
9114
Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
20299
Комедия и триллер по-прежнему рулят

Комедия и триллер по-прежнему рулят

Вера Цветкова

Сергей Минаев: "Мы постарались написать историю самых сильных человеческих страстей – любви и власти"

0
16208
Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Вера Цветкова

О ближайших телепремьерах: что-то новое, а что-то хорошо забытое старое

0
15706

Другие новости