0
5470
Газета Я так вижу Печатная версия

13.02.2019 19:17:00

Нужны ли России военные базы в Ливии

Издержки на их создание могут перевесить все преимущества

Равиль Мустафин

Об авторе: Равиль Зиннатуллович Мустафин – журналист-международник.

Тэги: ливия, рф, военные базы


ливия, рф, военные базы Фото сайта mil.ru

Глава Африканского командования Вооруженных сил США (AFRICOM) генерал Томас Уолдхаузер обвинил на днях Россию в стремлении усилить свое присутствие в Ливии. Заявив о том, что Москва одновременно развивает отношения с главой признанного ООН Президентского совета Фаизом Сараджем и главкомом Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифой Хафтаром, он предупредил страны НАТО об опасности приближения России к южным границам Европы. В подобного рода заявлениях давно уже ничего нового нет, они появляются с завидным постоянством.

Надо сказать, время от времени в унисон этим обвинениям звучит и мнение иных российских горячих голов, сторонников простых решений в духе кавалерийских атак с шашками наголо. Они искренне верят в необходимость создать в Ливии российскую военную базу по образцу того, как это было сделано в свое время в Сирии. По их мнению, ввод российских войск в Ливию поможет навести здесь порядок, обеспечит безопасность ливийцам, а также гарантирует «бесповоротное и окончательное» возвращение России на ливийский оружейный рынок и в нефтегазовый сектор.

На первый взгляд создание в Ливии российской военной базы выглядит довольно заманчиво. Действительно, почему бы не построить ее поближе к южному «подбрюшью» Европы, чтобы хотя бы остудить пыл натовцев, вплотную подобравшимся в российским западным границам? И кто бы стал возражать против того, чтобы компенсировать наши потери в 10 млрд долл., которые мы понесли в результате агрессии против Ливии в 2011 году?

Но так ли все просто на самом деле, не перевесят ли наши издержки на создание базы все возможные, но вовсе не очевидные плюсы?

Во-первых, такого, как было в Сирии, не получится. Туда нас пригласили по просьбе хоть и ненавидимого многими, тем не менее вполне законного правительства Башара Асада. В Ливии нет ни центрального правительства, ни единого государства. Страна фрагментирована. На территории бывшей Ливии многовластие, что означает практически полное ее отсутствие. Отдельные военно-политические группировки, контролирующие иногда весьма просторные области и даже сумевшие кое-где навести относительный порядок или пользующиеся просто поддержкой ООН, стараются с нами сегодня дружить, правильно оценивая заметно возросшее за время сирийской эпопеи влияние Москвы. В будущем они обещают России ряд преференций в обмен на оказание им сегодня военной и политической помощи. Мы тоже стараемся поддерживать с ними ровные отношения, но в то же время придерживаемся принципа равноудаленности, наиболее подходящего в нынешних ливийских условиях.

Но как только Россия получит от одной из группировок военную базу и введет туда свои войска, она сразу же столкнется с резким недовольством других ливийцев. На этом дружба сразу же закончится, и мы в данном случае рискуем получить повторение Афганистана, если не чего-нибудь похуже.

Не случайно ни западные страны, ни арабские союзники тех или иных ливийских группировок стараются не влезать слишком глубоко в межливийские споры, разговоров о предоставлении им военных баз не ведут и, конечно, не участвуют напрямую в боестолкновениях. Разумеется, «по мелочам», чтобы нанести точечные удары по боевикам из «Исламского государства» или «Аль-Каиды» (организации запрещены в РФ), те же американцы, французы или итальянцы время от времени использовали и сейчас, очевидно, используют в ограниченных масштабах небольшие подразделения спецназа или авиации. Но речи о крупных военных базах не идет, да и свой спецназ стараются не выпячивать. Он если и действует на территории Ливии, то в ограниченном количестве и скрытно.

Если мы создадим военную базу в Ливии, надеяться на межливийское замирение, как и на «бесповоротное и окончательное» возвращение наших нефтяников и ВПК в Ливию, не придется. Ввод не только российских, но и любых других войск приведет к новому витку полномасштабной войны и новым волнам миграции в Европу. Ливийцы должны будут сами договариваться о примирении. К сожалению, страну давно уже охватил недуг недоговороспособности.

Во-вторых, нужно хорошо представлять себе, какую реакцию на Западе, да и на Востоке, в том числе арабском, вызовет такой шаг со стороны Москвы. Кроме обычной в таких случаях истерики и потоков обвинений в сторону России можно будет ожидать куда более серьезных неприятностей: от новых санкций до обострения отношений с рядом западных держав и их сателлитами. Не исключены даже провокации и осложнение военной и политической обстановки в регионе. Мы и так держим круговую оборону, стоит ли усложнять для себя и без того непростое положение, тем более что вопрос о базе в Ливии не имеет для Москвы критического значения. Можно вполне обойтись и без нее. Наконец, содержание военной базы потребует немалых средств. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ начинает работу над политическими ошибками

КПРФ начинает работу над политическими ошибками

Дарья Гармоненко

Вопросы "народного референдума" оказались непонятными, агитационные технологии – несовременными

0
1969
Николас Кейдж борется за право быть "Серфером"

Николас Кейдж борется за право быть "Серфером"

Наталия Григорьева

Герой триллера сходит с ума под палящим австралийским солнцем

0
1866
КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
2527
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
2432

Другие новости