0
1134
Газета Я так вижу Интернет-версия

10.09.2020 18:41:00

В борьбе с кризисом евробюрократы демонстрируют чудеса изобретательности

Брюссель надеется совместить со стратегическими целями неотложную помощь странам ЕС

Елена Сидорова

Об авторе: Елена Александровна Сидорова – кандидат экономических наук, заведующая сектором международных валютно-финансовых отношений ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доцент МГИМО.

Тэги: ес, европа, экономика, кризис, власть


ес, европа, экономика, кризис, власть Фото Hollie Adams/Bloomberg via Getty Images

Экономика Евросоюза пытается прийти в себя после затяжного кризиса, вызванного пандемией. Между тем кризис далек от завершения, а бизнес опасается нового карантина, который может привести к еще большему экономическому ущербу. На этом фоне 11–12 сентября в Берлине состоится неформальная встреча министров экономики и финансов ЕС (ЭКОФИН). Там будет обсуждаться не только среднесрочный бюджетный план, который должен быть принят в ходе председательства ФРГ (июль-декабрь 2020 года), но и крупнейшая программа восстановления экономики, включенная в Общий бюджет ЕС.

Социально-экономический кризис, или «Великая изоляция», придал новый импульс развитию наднациональных финансов в ЕС. Еврокомиссия с начала коронакризиса приняла около 300 мер, а в конце мая выдвинула масштабный проект посткризисного восстановления экономики. Важная роль в этом начинании отводится Общему бюджету ЕС. Тем самым комиссия отметает упреки в своей неповоротливости и забюрократизированности.

«Бюджет ЕС следующего поколения» (NGEU), или временный фонд, будет частью Общего бюджета, и это очень важно. Важно и то, что, пользуясь кризисом, Еврокомиссия пытается расширить полномочия ЕС в сфере финансов.

NGEU фактически расширяет Многолетнюю финансовую программу, которая состоит из семи годовых Общих бюджетов. Объем NGEU составляет 750 млрд евро, или 5,25% ВВП ЕС. Страны с ВВП на душу населения выше среднего по ЕС получат 24,5% его средств; с ВВП ниже среднего и низким уровнем госдолга – 25%; с ВВП ниже среднего и высоким уровнем госдолга – 50,5%.

Ресурсы NGEU включают три целевых блока: поддержки восстановления экономик стран-членов (своего рода неотложная помощь); придания импульса экономике и частному инвестированию; формирования коллективного ответа на кризисы не только внутри ЕС, но и вовне. Эти три блока неравноценны по размерам: наибольший объем финансирования пойдет на немедленную помощь наиболее пострадавшим от COVID-19 странам, их отраслям и предприятиям. Вторая, намного меньшая часть предназначена для целей, которые ЕС считает приоритетными в долгосрочной перспективе, в том числе цифровизация. В третью, наименьшую по объему группу включены расходы на человеческий капитал, инновации, научные исследования (прежде всего в медицине).

Расчет Еврокомиссии представляется оправданным. Пандемия – удобное время, чтобы заставить напуганные ею страны пожертвовать больше денег в ЕС. Правда, как показали заседания Совета ЕС, испугались отнюдь не все.

ФРГ как председатель ЕС воздерживается от комментариев по поводу Общего бюджета, хотя позиция этого крупнейшего нетто-донора близка к так называемой «бережливой пятерке» – Дании, Швеции, Австрии, Нидерландам и примкнувшей в ним Финляндии. Последние, выступая за финансовую дисциплину и строгий контроль, не хотят предоставлять слишком много грантов в рамках NGEU.

Страны PIGS (такое неблагозвучное название на английском языке получили в ходе кризиса 2008–2009 годов должники Португалия, Италия, Греция, Испания) и большинство новых стран ЕС выступают как раз за гранты, то есть безвозмездную раздачу денег на преодоление последствий пандемии.

Интересны не только направления средств на посткризисное восстановление экономик: тут все обычно – определены наиболее пострадавшие страны, отрасли, предприятия. Примечательно, что помимо неотложной помощи Еврокомиссия обозначила стратегические цели: построение зеленой экономики, достижение Целей устойчивого развития, выполнение Парижского соглашения по климату, цифровизация и др. Интересно и то, что впервые в истории Общего бюджета в названии одной из основных его статей появилось слово «values» – защита общих для ЕС ценностей.

Евробюрократы в очередной раз продемонстрировали чудеса изобретательности. Заверяя страны, что речь идет лишь о временном повышении «потолка ресурсов» (размера расходов стран ЕС на Общий бюджет, который должен ими единогласно утверждаться), они одновременно прописали в документах, что такое повышение закончится в 2058 (!) году, как только проценты по ссудам будут выплачены.

Стремясь не слишком наращивать расходы стран, Еврокомиссия намерена с 2021 года вводить новые источники финансирования Общего бюджета в форме наднациональных сборов и налогов. Примечательно, что из четырех предлагаемых новых источников ресурсов три напрямую увязаны с экологией (обложения за неперерабатываемый пластиковый мусор, расширение системы торговли квотами на выбросы парниковых газов с включением морского и воздушного транспорта, обложение сборами товаров из стран с менее жесткими экологическими требованиями). В совокупности эти поступления оцениваются в несколько десятков миллиардов евро в год.

Проект повышает роль Общего бюджета как главного инструмента восстановления экономики. Но все равно получается так, что нетто-доноры не хотят финансировать нетто-реципиентов (Север против Юга), а стратегические направления расходов (инновации и наука) получат меньше, чем хотелось бы еврозаконодателям. В общем, предстоящее одобрение Общего бюджета Европарламентом будет очень непростым делом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Белорусы просят Европу и Россию повлиять на Лукашенко

Белорусы просят Европу и Россию повлиять на Лукашенко

Антон Ходасевич

Координационный совет протестующих призывает власть к диалогу

0
1244
Россия тратит на одного учащегося в три раза меньше Америки

Россия тратит на одного учащегося в три раза меньше Америки

Ольга Соловьева

Экономия на образовании пока не отразилась на качестве человеческого капитала в России

0
1134
Кудрин усомнился в правительственном курсе

Кудрин усомнился в правительственном курсе

Михаил Сергеев

Будущее повышение налогов тормозит сегодняшнюю экономику

0
1526
Как Россия научилась предотвращать цветную революцию

Как Россия научилась предотвращать цветную революцию

Максим Артемьев

Готовностью решительно применять силу Александр Лукашенко и отличается от Виктора Януковича

0
1647

Другие новости

Загрузка...