Минувшая неделя ознаменовалась очередным осложнением молдавско-приднестровских отношений. На сей раз стороны разошлись во взгляде на предстоящие весной будущего года выборы молдавского парламента. Председатель Центральной избирательной комиссии Молдавии Евгений Штирбу заявил на днях о намерении Кишинева открыть в Приднестровье 500 избирательных участков. Он отметил, что на эти цели уже «зарезервированы необходимые средства». Это заявление вызвало резкое неприятие в Тирасполе. «За все то время, что де-факто существует Приднестровье, у нас никогда не было никаких встреч или согласованных действий с Центризбиркомом Республики Молдова», – заявил ИА REGNUM председатель ЦИК ПМР Петр Денисенко. «Руководство Приднестровья, учитывая тот факт, что в республике проживают около 60 тысяч человек, имеющих молдавское гражданство и обладающих правом голоса, не препятствует их голосованию на избирательных участках, расположенных в Молдавии. Ранее, в силу возможностей, приднестровская сторона выделяла транспорт, который доставлял до молдавской границы граждан, желающих принять участие в выборах», – резюмировал он.
«Если молдавские избирательные участки готовы принять их, то там обязательно должны присутствовать наблюдатели от приднестровской стороны, чтобы никто не мог обидеть, унизить или оскорбить нашего гражданина. И совсем не обязательно, чтобы это были члены ЦИК ПМР. Например, это могут быть представители общественных организаций, политических партий, движений», – сказал председатель приднестровского Центризбиркома.
Между тем намерение молдавских властей открыть на территории Приднестровья избирательные участки глава Союза молдаван Приднестровья, депутат Верховного совета региона Валериан Тулгара назвал провокацией, основная цель которой – «поднятие рейтинга Компартии Молдавии (правящая партия, возглавляемая президентом. – «НГ») накануне парламентских выборов». Депутат заметил, что «население ПМР не интересует формирование власти в Республике Молдова». Валериан Тулгара сообщил, что «по результатам тех опросов общественного мнения, которые проводились на территории ПМР этой осенью, можно смело делать вывод о том, что люди, которые обладают молдавским гражданством и имеют право голоса, не желают принимать участие в парламентских выборах Молдавии». Он напомнил, что и раньше обладатели молдавских паспортов в Приднестровье не отличались особой активностью во время выборов в правобережье, а теперь, когда регион испытывает трудности из-за инициированной Кишиневом экономической блокады, и вовсе не станут голосовать. Тем более что для этого им пришлось бы ехать в другие города.
Вся эта перепалка говорит о том, что в отношениях сторон, несмотря на заявления Кишинева об обратном, за 17 лет, в течение которых в молдавских выборах не участвуют приднестровцы, ничего не изменилось. И вряд ли эта позиция Тирасполя будет откорректирована на анонсируемой встрече Владимира Воронина с лидером Приднестровья Игорем Смирновым. Если вообще эта встреча произойдет до конца года, на что рассчитывают в Кишиневе. Молдавские эксперты полагают, что выборы не станут объединяющим фактором для двух частей Молдавии, более того, они еще дальше разведут берега Днестра и отдалят перспективу возобновления двусторонних переговоров по урегулированию конфликта. Молчание в этой ситуации главного посредника на переговорах – России – можно расценить не иначе, как желание подождать и посмотреть, кто придет к власти в Молдавии.