0
692
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

28.09.2009 00:00:00

В культуре: Узник совести

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"

Тэги: театр, большой театр, руководство


театр, большой театр, руководство Александр Калягин готов защищать коллег.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

После премьеры в коридоре известного московского театра меня остановила одна театральная дама, не растерявшая за годы ни красоты, ни озорной манеры общения. «Ну, как тебе?» – спросила она. «Не понравилось», – честно ответил я. «Ну, я другого от тебя не ждала. Ничего не понимаешь в театре. И давно», – заметила дама. А она, важное обстоятельство, работает в этом театре. Я давно привык к метаниям мастеров культуры: понравился тебе спектакль, ты – друг и глубокий мыслитель, если же нашел в их творении несовершенства – наутро уже не поздороваются. А тут опечалился. Последние слова театральной дамы прозвучали как приговор: «Пиши. Это – дело твоей совести».

Наверное, этот эпизод не стоил бы специального упоминания, если бы примерных же принципов не придерживались у нас, сколько мне известно, и во всех других областях. И в экономике, и в политике. Того, кто критикует, в духе полузабытых советских лет сегодня снова можно назвать узником совести. Ведь все и всё вокруг как будто предостерегают, останавливают от неверного шага: не надо быть узником, будь свободен. То есть – не критикуй. И все скажут, что ты разбираешься в своем деле, во всех тонкостях. И в экономике, и в театре. И давно.

Среди событий минувшей недели – открытие сезона в Большом и сенсация: назначение на пост музыкального руководителя театра композитора Леонида Десятникова. Самого композитора, конечно, ни в коем случае нельзя назвать скандальным, хотя на минувшей неделе не раз именно этот эпитет прикалывали к фамилии Десятникова, вспоминая премьеру оперы «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина (и либретто-то не было особенно скандальным, подоплека скандала вообще имела мало общего с оперным искусством). Но назначение, конечно, смелое. Тем более, что композитор уже успел рассказать, что все текущие вопросы будет решать по скайпу, а приезжать в театр – на несколько дней перед премьерами и в случае крайней необходимости. Кроме того, отвечая на мой вопрос, Десятников сказал, что когда гендиректор Большого театра обратился к нему с таким предложением, он первым делом попытался его отговорить и даже спросил: а почему не дирижер Х.? Но Анатолий Иксанов, вероятно, предполагал (зная Десятникова) и такое развитие событий и, судя по всему, нашел убедительные аргументы «за». Поскольку контракт у Десятникова пока рассчитан до лета 2011 года, есть время подумать, кто же может стать дирижером Х. Не Курентзис ли?

Еще на минувшей неделе в Петербурге прошел Северо-Западный театральный форум, последний в ряду других таких же масштабных региональных театральных съездов. Говорили о кризисе. Председатель СТД Александр Калягин приводил примеры сокращения финансирования. Например, в Борисоглебском драматическом театре на постановочные расходы выделено 26 тыс. руб. В кулуарах одного из предыдущих, Ростовского театрального форума директор Шахтинского театра рассказал, что ему на полгода на новые спектакли дали 4 (четыре) тыс. руб. В связи с этим Калягин вспомнил своевременные слова президента страны Дмитрия Медведева, сказанные неделю назад на заседании президиума Госсовета: «С дворцами мы научились обращаться. Все умеют расставлять итальянскую мебель, монтировать английскую сантехнику, хотя гораздо важнее провинциальные театры, небольшие музеи и сельские библиотеки». Хорошо бы, услышали... Но вот участники форума принимают итоговое решение. В нем – требование к органам «власти всех уровней принять решительные меры», чтобы «сохранить в условиях финансового кризиса сети государственных и муниципальных театров», не допустить их ликвидацию или перепрофилирование, «гарантировать финансирование театров на уровне, обеспечивающем обновление репертуара, развитие материально-технической базы, решение социальных вопросов», «восстановить систему полномасштабной театральной гастрольной деятельности на территории всей России...» И т.д. Но ведь это невозможно! Если кризис, то кризис – для всех.

Меня в этом обращении смущает, скажем так, инфантильная интонация. Театральные деятели настойчиво обращают свои требования к власти и ничего не требуют от себя. А ведь нынешняя театральная система по меньшей мере несовершенна. Я тоже считаю, что нынешняя власть не имеет права закрывать театры и сокращать и без того небогатое финансирование. Но ведь и театральные деятели должны, как говорится, очи обратить внутрь души. Там многое требует и исправления, и обновления. Мичурин сказал в свое время: мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача. Задача театрального сообщества – взять все, что причитается, из бюджета и, воспользовавшись кризисом, провести реструктуризацию. Никто в стране этим не занимается, всем не до того. А театру, мне кажется, самое время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1042
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
794
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1231
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
918

Другие новости