0
1069
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

17.05.2010 00:00:00

В культуре

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"

Тэги: телевидение, михалков, культура, кинематограф


В кругах культурных, а особенно – театральных, остро обсуждают реформу, которая скоро неминуемо поставит все пока госучреждения культуры перед выбором: кем быть? Театры, поскольку они продают билеты, кто-то мало-помалу, а кто-то и неплохо зарабатывает, не захотят становиться казначейскими учреждениями, такими, которые весь заработок должны возвращать в казначейство. Следовательно, придется выбирать между бюджетными и автономными формами. Те и другие нынешнего гарантированного бюджета не получат. Неясно, что может стать основанием для госсубсидии: то ли новые спектакли, то ли зрители, которые его посмотрели. Сегодня днем в Союзе театральных деятелей созывают по этому вопросу большое собрание. А многие, говорят, никак не могут найти ссылок на принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон. И я не мог. Председатель комитета по культуре Григорий Ивлиев, спасибо ему, помог: этот судьбоносный федеральный закон № 308243-5 зовется так, что и не догадаешься, о чем речь: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Некоторые театральные деятели, рассказали мне в Минкультуры, готовы настаивать на том, что субсидии следует начислять не за проданные, а за напечатанные билеты.

В минувшие выходные не только кино-, но, кажется, и прочая культурная общественность обсуждала пятничную программу «Гордон Кихот». Программа была посвящена расколу в Союзе кинематографистов, вызванному обращением «Нам не нравится» несогласных с «вертикалью самодержавной власти» Никиты Михалкова, заявивших о выходе из СК РФ. Гордон пригласил и тех, и других. В итоге «за Михалкова» выступали он сам, Федор Бондарчук, Александр Адабашьян, Леонид Верещагин, Николай Бурляев... Сильный состав. С другой – фактически единственным в поле воином оказался Виктор Матизен, «дважды исключенный из Союза кинематографистов» (как сказал о нем Михалков), президент Гильдии киноведов и кинокритиков. Еще двое или трое, приехавшие в студию, отказались участвовать в записи. По моему мнению, правильно сделали. Среди подписавших письмо «против Михалкова», из известных, – Александр Сокуров, Андрей Смирнов, Эльдар Рязанов, Виталий Манский, Алексей Попогребский... Они не приехали (не знаю, может, их и не звали). Без них выходить сразу трем или четырем критикам против Михалкова и Бондарчука? Неразумно. Матизен выглядел безумцем. Но лишь до того, как начался разговор. Гордон, к слову, имел полное право отказаться от съемки. Нет, выдав гневные филиппики в адрес тех, кто приехал и уехал, он открыл дискуссию. В финале выдал «по серьгам» и протестному электорату – за подлог и неправду в фундаменте нового, нравственного и демократического Киносоюза: среди тех, кто подписал письмо о выходе из СК РФ, немало тех, кто никогда в его рядах не состоял.

Но почти вся программа была посвящена «антидемократическому и безнравственному» (по определению авторов письма). Друзья Михалкова, пришедшие его защищать (кроме, пожалуй, Бондарчука), оказались и не слишком инициативны, и вообще, казалось, в бой не рвались. А Михалков выглядел неубедительно: желание ударить оппонента в лоб – не лучший аргумент.

В отличие от Михалкова Матизен был спокоен. Для телевидения это очень важно. И потому стал героем вечера. И следующих за ним выходных.

Глядя на Михалкова, думалось: не надо было ему участвовать в программе. Власть, вообще любая, прекрасна, когда остается в тени, сохраняя некую тайну, в том числе и тайну своей силы, величия и т.п. Возможно, во многих деталях затянувшегося противостояния он прав, но «по картинке», увиденной в «Гордон Кихоте», – не прав совсем. Он ушел, показалось, не чувствуя поражения. Но, как верно заметил Наполеон после Бородина, – «еще одна такая победа, и я потеряю всю армию».

Еще – об одиноких героях. В субботу в «Современнике» играли «Крутой маршрут», посвятив спектакль Паулине Мясниковой, которой исполнилось 100 лет. Последние 20 лет ее жизни связаны с «Современником», где она, подруга Евгении Гинзбург, познакомившаяся с автором «Крутого маршрута» в сталинских застенках, принимала участие в спектакле Галины Волчек. Сперва как консультант, потом – как исполнительница роли... самой себя. Она появлялась на сцене как камертон, как знак правды всего происходящего. 12 лет лагерей и 10 – ссылки не сломили ее. 15 лет она выходила на сцену, Алексей Герман снял ее в значительном эпизоде фильма «Хрусталев, машину!». В субботу «Крутой маршрут» сыграли в ее честь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
281
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
258
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
295
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
284