0
2889
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

29.03.2015 18:10:00

В культуре. Протестное искусство снова в поле зрения "Инновации"

Дарья Курдюкова
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Курдюкова – обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: инновация, премия


Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства «Инновация» – единственный в России аналог Госпремии по актуальному творчеству, поскольку проводится при поддержке Минкульта. На прошлой неделе в ГЦСИ открылась юбилейная  (десятая) выставка номинантов. Произошло это в трудные для ГЦСИ времена: недавно экономический блок правительства в связи с кризисом предложил отказаться от возведения музея ГЦСИ на Ходынке. Хотелось бы все-таки верить, что от строительства нового большого здания, которое так нужно ГЦСИ, не отвернутся.

Пока же экспозиция номинантов в зале на Зоологической, несмотря на все старания кураторов Ирины Горловой, Натальи Гончаровой и архитектора Игоря Чиркина, выглядит скорее коммуналкой, хотя в центре и оказалась триумфальная арка из проекта Хаима Сокола «Спартак: Times New Roman». Всех номинантов в категориях «Произведение визуального искусства» (где за 800 тыс. руб. соревнуется и работа Сокола), «Кураторский проект» (500 тыс. руб.), «Теория, критика, искусствознание» (500 тыс. руб.), «Региональный проект современного искусства» (400 тыс. руб.) и «Новая генерация» (200 тыс. руб.) пришлось разместить в одном зале, рассредоточив по отдельным комнатам. И это единственный способ показать всех так, чтобы проекты, среди которых немало видео, «не перекрикивали» друг друга.

Хотя в этом году на конкурс пришло 300 против прошлогодних 338 заявок-номинаций, зато в главной категории «Произведение визуального искусства» все проекты так или иначе связаны с протестными высказываниями. 

«Припев» Ирины Кориной метафорически показывает зацикленный круг мишурной повседневности, над которой нависает костюм уличного зазывалы в виде двуглавого орла. «Исключенные: В момент опасности» группы «Что делать» - это долгое видео, смотреть которое непросто, но там поднимается много политических вопросов. О проблемах социальной дискриминации работников секс-индустрии сделал кукольный спектакль коллектив «Тереза». Упомянутый уже Сокол перевел Спартака в сегодняшние реалии и на видео снимал мигрантов. И даже бегающая по лабиринту мышь, чья свобода маневров ограничивается виртуальными двойниками на экране, в «1,4…19» объединения «Куда бегут собаки», тоже читается как размышление о свободе. К сожалению, во многих из этих проектов (к лабиринту это как раз не относится) художественное качество отходит на второй план по сравнению с острой темой, но с другой стороны, по нынешним временам просто попадание стольких протестных проектов на «Инновацию» правильно (чего могло бы и не быть после вручения премии группе «Война» в 2011 году). 

В качественном смысле самой сильной и интригующей оказалась позиция «Кураторский проект». Тут и история российского перформанса, не лишенное спорных моментов, но интересное и первое такое музейно-выставочное исследование, предпринятое Юлией Аксеновой и Сашей Обуховой. (К слову, «Перформанс в России…» попал и в лонг-лист объявившей на прошлой неделе номинантов петербургской Премии Сергея Курехина, итоги этого конкурсного забега подведут 17 апреля). И первая попытка музеефикации уличного искусства на ретроспективе погибшего в 2013-м Паши 183 (кураторы Полина Борисова и Кирилл «Кто» Лебедев). От этой выставки, кстати, можно «навести мост» к другой - борющейся за «Инновацию» уже как «Региональный проект» «Транзитной зоне». Так Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев назвали последнюю выставку Музея современного искусства PERMM в здании Речного вокзала - и позвали туда 33 российских и украинских стрит-артиста.

Да и в целом X «Инновация» богата на работы исследовательского толка. Кого возьмут в лауреаты, станет известно 21 апреля. Пока известны двое: во внеконкурсной номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства» награжден концептуалист Андрей Монастырский, а «За поддержку современного искусства России»  директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, среди прочего принявший в своем музее основной проект европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10».

Еще про российское искусство, на этот раз в Европе. В Малаге, в здании переделанной под культурный центр бывшей табачной фабрики,  открылся первый европейский филиал Русского музея (и в Tabacalera ГРМ оказался соседом малагского Музея автомобилей). Для дебюта привезли две выставки – обзорную «Русское искусство XV–XX веков» и «Русское искусство эпохи Дягилева». Контракт с испанской стороной подписан на 10 лет. По сообщению пресс-службы ГРМ, администрация Малаги взяла на себя расходы по устройству первых трех выставок, а еще по перевозке и страхованию произведений искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
344
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
309
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
348
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
257

Другие новости