0
3653
Газета В мире Интернет-версия

30.04.1999 00:00:00

СТРАНА БУНКЕРОВ, ЗЕМЛЯНИЧНЫХ ПОЛЯН И БЕЖЕНЦЕВ


МАКЕДОНСКАЯ пограничница смотрит на меня с откровенным удивлением: "Вы твердо решили идти в Албанию?! Ну, что ж, желаю удачи!" Действительно, после сытой и относительно процветающей Македонии в первые минуты пребывания на албанской земле невольно впадаешь в состояние шока. Развалины домов, свалки мусора прямо на улицах, не говорящие ни на каких иностранных языках люди. Попытки корреспондента "НГ" найти ночлег долго оказывались безуспешными: все гостиницы, которые указывал путеводитель, превратились в руины.

Однако первые неприятные ощущения достаточно скоро компенсируются удивительным гостеприимством и доброжелательностью албанцев. Причем особенно приятно, что здесь искренне любят Россию. Все люди старшего поколения учили русский язык в школе (он был основным среди иностранных даже после разрыва дипломатических отношений с СССР) и практически каждый албанец стремился продемонстрировать в беседе с русским знание языка Пушкина. Правда, обычно дело ограничивалось всего лишь парой-другой фраз и декларированием стихотворения (как правило, "О советском паспорте" Маяковского).

Бывшая до недавнего прошлого закрытой коммунистической страной, Албания, или Страна горных орлов, как называют ее сами жители, привлекла мировое внимание в 1990 году, став последним восточноевропейским государством, где произошла демократическая революция. Начало перемен стало возможным лишь в 1985 году, после смерти Энвера Ходжи, албанского лидера с 1944 года. Албанская диктатура была гораздо более жесткой, чем коммунистические режимы восточноевропейских стран и даже СССР. Так, с 1967 по 1990 год Албания была единственным официальным атеистическим государством. Люди, уличенные в отправлении религиозного культа, получали длительные тюремные сроки. Все церкви были превращены в кинозалы и театры.

Албания сотрудничала с СССР до 1960 года, пока Никита Хрущев не потребовал строительства базы подводных лодок в порту Влера. После этого Энвер Ходжа разорвал отношения с СССР и наладил партнерство с Китаем. С 1966 по 1967 год Албания проводила "культурную революцию" в китайском духе. После вторжения советских войск в 1968 году в Чехословакию Албания вышла из Варшавского договора и начала укреплять свои рубежи. До сих пор около 300 тыс. бункеров стоят вдоль сухопутной и морской границ, а также защищают каждый город.

Дислоцированные ныне в Албании натовские военные прозвали ее "страной бункеров, земляничных полян и подержанных "Мерседесов". Во времена правления коммунистов в стране не было ни одной личной автомашины, сегодня же по количеству "Мерседесов" на душу населения Албания занимает первое место в мире. Увы, этот показатель отнюдь не является свидетельством благосостояния - большинство машин очень старые: в других европейских странах подобные автомобили выбрасывают на свалку. Однако в Албании иметь пусть самый подержанный "Мерседес" - вопрос престижа.

Подобная мода удивительна тем, что ездить по албанским дорогам практически невозможно. Ставшие притчей во языцех дороги российские по сравнению с албанскими воспринимаются как образец совершенства. Так, даже в столичный аэропорт (к слову сказать, единственный аэродром во всем государстве) проложена дорога, усыпанная гравием. В целом же на албанских "автомагистралях" достаточно проблематично выжать скорость более 20 км/ч.

Избавление от коммунистической диктатуры не принесло блага большинству жителей Страны горных орлов. Хотя сегодня албанцы и одеты в обычную европейскую одежду, почти вся она представляет "секонд хэнд". В целом проблемы Албании напоминают российские, но более гиперболизированы. Так же, как и в нашей стране, уровень жизни большинства населения в Албании резко упал после крушения коммунизма. При Энвере Ходже практически все продукты распределялись централизованно - и каждая семья имела хотя и скудный, но гарантированный паек. Сегодня же многие албанцы не имеют возможности прокормить себя. Едва ли не главный

источник дохода албанцев - нелегальные заработки в Греции. Как только спадают снега, тысячи албанцев, обходя пограничные посты, пробираются горными тропами в соседнее государство, где и работают за гроши у местных предпринимателей. Нелегальных гастарбайтеров рано или поздно отлавливает греческая полиция и депортирует на родину.

Другая важнейшая проблема современной Албании - преступность. Вся страна поделена на зоны влияния мафиозных группировок. Безопасность в нынешней Албании не может быть гарантирована никому, и поэтому в каждой семье держат для собственной защиты оружие. Достаточно примечателен эпизод, который произошел с корреспондентом "НГ". Я остановился переночевать в деревне, в километре от аэропорта. Неожиданно ночью началась стрельба. Хозяин, посокрушавшись по поводу "этого хулиганства", вдруг сам вытащил автомат и начал палить в темноту. Вскоре в деревне стреляли уже из каждого дома. Правда, как утверждают сами албанцы, после того как в Албании дислоцировались натовские войска, уровень преступности резко упал. Сегодня натовских солдат, преимущественно итальянцев, можно встретить практически во всех крупных городах страны. Отношение к ним местных жителей до удивления доброжелательное. Похоже, албанцы склонны думать, что порядок в их стране способна навести лишь иностранная армия.

На сегодняшний день в Албанию уже бежали более 300 тыс. беженцев из Косово, а в ближайшее время, по оценкам Тираны, их доля должна вырасти до 400 тыс. человек, то есть около 12% нынешнего населения страны. Позиция албанских властей базируется на принципе: все беженцы получат кров на своей прародине.

Однако сами косовары, прибывшие из экономически развитой и процветающей по сравнению с Албанией Югославии, относятся к перспективе жизни в Стране горных орлов более чем скептически. Примечательно, что когда македонские власти обманным путем депортировали около 10 тысяч косоваров в Албанию, то многие из них даже плакали. Люди рассчитывали получить политическое убежище в развитых европейских странах, на худой конец найти временное пристанище в Македонии, но в их планы совершенно не входило очутиться в Албании.

Подобный наплыв беженцев мог бы дестабилизировать ситуацию и в более развитой стране. Для Албании же он может обернуться просто катастрофой. Если посмотреть на проблему глазами неискушенного обывателя, то кажется, что косовары буквально заполонили всю страну: они ночуют практически во всех руинах домов, на стадионах, в мечетях, нередко спят и прямо на тротуарах. По всей стране идет строительство лагерей беженцев. Однако дело продвигается медленно. Главная проблема в том, что в горную, лишенную элементарной транспортной инфраструктуры Албанию чрезвычайно трудно доставлять необходимое оборудование. Пока отношения между вновь прибывшими и гражданами Страны горных орлов очень хорошие. Албанцы пытаются давать беженцам ночлег в своих домах, а кто не имеет этой возможности - приглашают их к себе, чтобы хотя бы пообедать и помыться.

Именно проблема беженцев - единственное, что вносит червоточинку в целом в удивительно доброжелательное отношение албанцев к России. Они не могут простить Москве поддержку Белграда. Здесь всерьез опасаются третьей мировой войны, в которой Москва и Тирана неминуемо окажутся по разные стороны фронта.

Однако нынешнее теплое отношение к беженцам вскоре может круто измениться. Косовары в целом более образованны, чем албанцы, обладают, по местным меркам, солидными капиталами и гораздо лучше приспособлены к рыночной экономике. В этой ситуации между жителями республики и вновь прибывшими может начаться жесткая экономическая конкуренция, в которой победа неминуемо достанется косоварам. Дополнительным фактором напряженности является то, что беженцы объединены в хорошо организованную и вооруженную силу. Как уже писала "НГ" (см. N 75 от 24.04.99), на севере Албании боевики Освободительной армии Косово (ОАК) открыто ходят с оружием, а их лагеря без труда может увидеть каждый.

ОАК контролирует косоваров в любой точке Албании: каждый беженец должен исправно платить налоги, а мужчины - проходить воинскую службу. Так, студенты-косовары из тиранского мединститута сообщили корреспонденту "НГ", что раз в два месяца они обязаны на две недели отправляться в лагеря ОАК для лечения раненых.

В общем, можно констатировать, что беженцы создали в Албании, по сути, собственное государство в государстве. В нищей, напичканной оружием и раздираемой внутренними противоречиями стране это может привести к самым губительным последствиям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
550
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
561
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
747
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
542

Другие новости