0
1061
Газета В мире Интернет-версия

14.10.2003 00:00:00

Ядерный плюрализм,

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Демосфенович Богатуров - директор Научно-образовательного форума по международным отношениям, приглашенный эксперт Брукингского института, Вашингтон.

Тэги: ядерное оружие, распространение


Под нарастающий гул предвыборных свалок и шум споров об Ираке ультиматум Ирану по поводу его ядерной программы мог бы показаться событием не первого порядка. До 31 октября 2003 года Тегеран должен развеять сомнения США, России и других стран по поводу характера его деятельности в ядерной области. В противном случае┘ трудно сказать, чего придется ждать в противном случае. Но шансы возникновения очередного, иранского, "предъядерного кризиса" сродни северокорейскому высоки.

Политики ломают головы: жив или скончался режим нераспространения ядерного оружия? С одной стороны, договор 1968 года, который "поставил вне закона" попытки любой страны создать атомное оружие, продлен на неопределенный срок. Стало быть, юридически режим действует. При этом администрация Буша заявляет о готовности "не допустить" появления новых ядерных держав. Что под этим подразумевается - не знают даже в госдепе.

С другой стороны, все знают, что "пятичленной монополии" России, США, Великобритании, Франции и Китая на ядерное оружие не существует. В мае 1998 года "полулегальными" ядерными странами стали Индия и Пакистан. Международное сообщество их за это пожурило и затихло. А осенью 2001-го, когда Дели и Исламабад поддержали кампанию против талибов, их и вовсе простили. Де-факто ядерных стран стало вроде бы семь. На самом деле - больше.

Израиль еще с 1973 года имеет некое ядерное устройство, которое специалисты считают той самой бомбой, которую сейчас силится построить КНДР. Создавали ядерное оружие ЮАР и Бразилия. Но потом в Южной Африке сменился режим и пришедший к власти президент Нельсон Мандела решил, что ЮАР должна сохранить безъядерный статус. На Бразилию, а также на ФРГ и другие страны, которые помогали ей осуществлять ядерную программу, сумели надавить США. Меньше стало слышно о ядерных амбициях Аргентины. Спокойней стали судить о ядерных устремлениях Японии, Тайваня и Южной Кореи. Но все перечисленные страны могут создать ядерное оружие - технологически и финансово. Вопрос лишь в том, что соответствующего политического решения они не принимают.

Добавим к списку потенциальных обладателей ядерных зарядов Мексику, Украину, Белоруссию и Казахстан - и круг кандидатов в обладатели расширится еще. В него осталось включить двух "плохишей ядерной ориентации" - Иран и Северную Корею, и вся семейка ядерных и околоядерных государств дойдет почти до двадцати. Выходит, "групповая ядерная монополия" осталась в прошлом веке. В новом - настала пора ядерного плюрализма.

России ни к чему иметь у своих границ новых ядерных соседей - нигде и никаких. А потому - любые рациональные, совместимые с интересами безопасности России меры в интересах блокирования процесса расползания ядерных взрывных устройств стоило бы применять и поддерживать, если их применяют другие страны. И все же, думаю, этот взгляд устремлен "во вчера". Сегодня он выражает только половину правды о ядерном распространении. Вторая состоит в том, что фактически остановить его не удалось, его смогли лишь замедлить.

Распространение продолжается. Поэтому наряду с попытками бороться за сохранение ядерного статус-кво, важно готовиться к тому, как жить в мире, число ядерных стран в котором будет еще больше, чем ныне. Надо согласовать правила поведения в нем, возвести их в ранг международного закона и подкрепить санкциями - в том числе силовыми. Однако так, чтобы не одна страна по своему произволу решала, кого казнить и кого миловать за его нарушение.

Полвека самые сильные державы формировали у остальных этику безъядерного поведения. И сегодня Германия, Япония, Бразилия и ЮАР не становятся ядерными странами не оттого, что не могут, а потому что в каждой из стран устоялась линия, позволяющая, играя по правилам невхождения в ядерный клуб, добиваться реализации основных национальных задач.

Но ведь наряду с этикой безъядерного поведения сложилась и тоже чрезвычайно своеобразная этика поведения ядерного. Высшие руководители и военные в СССР и США, не говоря о том вслух, прекрасно знали (по крайней мере после Карибского кризиса 1962 г.), что можно, а чего нельзя делать в ядерной сфере. Глядя на них, учились взаимной осторожности другие ядерные страны, включая Китай.

Но эта неписаная "этика" была тоже в известном смысле монополизирована ядерными державами. Сегодня ее необходимо легализовать. Обладание ядерным оружием грозит стать своего рода нормой в наступившем веке. А значит, нормой - и обязательно с опережением - должны стать правила "благоразумного ядерного поведения". Они могут воплотиться в универсальной международной конвенции.

Мало по старинке заставлять правительства давать письменные обещания не стремиться к обладанию атомным оружием. Требуется заставить все ядерные державы - старые и новые, "легальные" и полулегальные, нынешние и будущие (да!) строго следовать правилам поведения, нарушение которых будет влечь за собой репрессалии от имени всего международного сообщества. Вот о чем уместно безотлагательно договариваться в ООН, а договорившись - предупредить всех кандидатов на обладание ядерным оружием о том, что их ждет в случае отступления от нормы.

А до тех пор России придется протестовать и доказывать Вашингтону, что его "замахи" по поводу возможных "профилактических" ударов по КНДР и Ирану, которые в отличие от Ирака на самом деле оказались в разряде полуядерных, незаконны и могут представлять реальную угрозу национальной безопасности России. А Пхеньян и Тегеран смогут ловить рыбу в мутной воде отсутствия четких норм поведения в области немирного использования атома.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
896
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1538
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1772
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1267

Другие новости