В стране идет подсчет голосов.
Фото Reuters
В Индии закончились выборы в нижнюю палату парламента. Опросы избирателей показывают, что ни Индийский национальный конгресс (ИНК), находившийся у власти пять лет, ни его главный конкурент – БДП, партия индусского национализма, не получат решающего перевеса. И все же ИНК надеется, что магия имени Сони Ганди, президента партии, поможет ей завоевать достаточно мандатов, чтобы собрать под свое крыло региональные группировки и снова сформировать правительство.
Выборный процесс, в котором согласно спискам имели право принять участие 714 млн. человек, был разбит на пять этапов и длился в течение месяца. Так что его без преувеличения можно назвать марафонским. Результаты будут объявлены в субботу, а до тех пор пандиты – мудрецы, гадавшие в старину на очертаниях чайного листа, вынуждены опираться на данные экзит-полов, которые в Индии считаются ненадежными.
Загадка, которую сегодня разгадывают многие индийцы, состоит в следующем: сработает ли снова магия Ганди? В 2004 году ИНК шокировал прорицателей, которые совершенно не ожидали, что Бхаратия Джаната Парти (БДП) проиграет. Этого и Конгресс не ожидал.
Индийские избиратели, несмотря на то что десятки миллионов из них не знают грамоты, способны сурово карать правительство, которым они недовольны. Самым большим провалом в истории независимой Индии стало поражение Индиры Ганди в 1977 году. Индира Ганди считалась непобедимой. Ее помощники даже изобрели слоган: «Индира – это Индия, Индия – это Индира». Она стала кем-то вроде мифической матери – Индии. Но избиратели, разгневанные тем, что правительство Индиры Ганди ввело чрезвычайное положение, отправило за решетку многих оппозиционеров и развернуло кампанию по стерилизации (чтобы остановить рост населения), отдали голоса противникам ИНК. Тогда впервые за годы независимости он потерял власть.
После убийства Индиры в 1984 году ее осиротевший сын Раджив, которому сочувствовала страна, получил подавляющее большинство голосов. Но пять лет спустя он оказался проигравшим. Магия Ганди, казалось, улетучилась. Газеты писали, что ИНК – организация, которая отжила свой век. И тут Соня Ганди, вдова Раджива, возглавила партию и стала ее знаменем во время предпоследней баталии. Итальянка, говорившая на языке хинди с сильным акцентом, приводила на митинги сына Рахула и дочь Приянку. Она говорила о том, какие жертвы принесли на алтарь отечества члены семьи Неру–Ганди, напоминала о муже, погибшем от рук террористки. И эта тактика принесла победу.
Во время нынешней кампании Соня с детьми снова колесила по стране. Но удалось ли ей увлечь избирателей? Или они устали от династической политики и их куда больше волнуют такие темы, как орошение полей, цены на продукты, возможность обрести собственное жилье? По проблемам социальной политики различие между двумя главными соперниками нелегко найти. Обе партии обещают помочь бедноте и ограничить пагубное воздействие мирового финансового кризиса на Индию. БДП, которая апеллирует в первую очередь к индусам, самой большой религиозной общине, обвиняет правительство в том, что оно слабо борется с исламскими террористами и напоминает о бойне в Мумбаи. А ИНК поднимает на щит лозунг равенства приверженцев всех верований перед законом и старается привлечь на свою сторону национальные и религиозные меньшинства.
Что касается отношений с Россией, то исход баталии вряд ли на них повлияет. Среди политиков сложился консенсус в отношении России. Она считается дружественной страной, и обе ведущие партии выступают за укрепление российско-индийского стратегического партнерства.