На форуме торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР (провинция Гуандун) было объявлено, что товарооборот между нашими странами вырос вдвое за четыре месяца этого года. Участники конференции подписали контрактов на 1,5 млрд. долл. Но корреспондент «НГ», побеседовав с гостями, обнаружил, что небольшим китайским компаниям очень сложно найти надежных партнеров в России.
Прошедшая в Москве конференция деловых людей и чиновников из России и китайской провинции Гуандун опиралась на поддержку правительств двух государств. Достаточно сказать, что китайскую делегацию возглавлял член политбюро ЦК КПК, секретарь провинциального парткома Ван Ян, а Россию представлял на форуме вице-премьер Александр Жуков.
Рассказывая о значении провинции, которой он руководит, Ван Ян указал, что она находится на переднем краю экономических реформ, проходивших в течение более 30 лет. Хотя Гуандун отделяет от России немалое расстояние, провинция вносит весомый вклад торговлю с РФ. Ее объем в 2009 году составил 4,38 млрд. долл. Масштабы сотрудничества увеличиваются благодаря тому, что экономики России и Гуандуна носят взаимодополняющий характер.
Из материалов, распространенных гостями на форуме, видно, что эта южная приморская провинция, действительно, играет ключевую роль в экономическом буме, который переживает Поднебесная. Она занимает первое место в стране по объему ВВП в течение 21 года. В 2009 году доля Гуандуна в ВВП КНР составила 11,6%.
Выступление Александра Жукова также было выдержано в мажорных тонах. Он сообщил, что в ходе визита китайской делегации было подписано контрактов на 1,5 млрд. долл. Торговля между двумя державами быстро восстанавливается после кризиса. Есть основания полагать, что к концу года она достигнет предкризисного объема в 60 млрд. долл. В то же время большой потенциал сотрудничества остается незадействованным. Россия заинтересована во взаимодействии с Китаем в области пассажирского самолетостроения, в инвестициях из КНР в сфере высоких технологий, выпуске бытовой техники, одежды, обуви.
Присутствовавший на конференции представитель партии Единая Россия сделал сообщение, которое, вероятно, должно было еще больше взбодрить посланцев более 180 китайских компаний, приехавших в Москву. Оказывается, наша правящая партия берет под свой патронаж связи с Китаем.
Но когда после закрытия торжественного заседания открылись встречи, так сказать по секциям -«комплексная деятельность», «текстиль и одежда», «механизмы и электроника», «транспорт и логистика», то выяснилось, что китайским предпринимателям средней руки очень трудно найти надежного партнера в нашем отечестве. Будучи участниками делегации во главе с членом Политбюро, они вынуждены проявлять, так сказать, сдержанность. Но все– таки иногда кое-что говорили о наболевшем. Господин Гуан Ли из компании Guandong metals & minerals признался, что ему очень трудно разобраться в порядках на нашем рынке. Российские фирмы, с которыми пытались заключить сделки, почему-то отказываются выдавать letter of credit – кредитное (аккредитивное) письмо. А в Гуандуне это нормальная практика в отношениях партнеров. Со слов г-на Гуан Ли можно было понять, что его опыт общения с российскими бизнесменами был не очень вдохновляющим.
Я спросил руководителя делегации крупного города в провинции: какие проблемы существуют в торговле с Россией? Он был предельно откровенен. «Я бы мог рассказать, но после этого получу нагоняй».
Александр Муленок, генеральный директор фирмы «ТракАвтоСервис», давно имеет дело с Китаем. Импортировал китайские грузовики. И до сих пор пытается через суд получить обратно сбор за НДС, который уплатил на таможне. А это больше миллиона долларов. Таможня сбор взяла, а казна утверждает, что импортер не должен был ее платить. Фирма страдает из-за нестыковки наших законов.
«Если я не могу разобраться, то каково приходится китайцам? – спрашивает Муленок. – В Гуандуне они привыкли вести дела по правилам. А здесь им часто приходиться обращаться к посредникам. Что это за посредники, представить не трудно».
Вообще-то выглядит довольно странно, что Единая Россия, присягающая идеалам демократии, стремится установить тесные связи по партийной линии с КПК. Но если бы ЕР взялась за искоренение коррупционеров в торговле с Китаем, может быть, от этого был бы какой-то толк.