Если верить интернет-сайтам, Англия скатывается к тирании. Парламент рассматривает законопроект о проведении некоторых судебных процессов втайне. Государство утверждает, что оно хочет лишь защитить спецслужбы от разглашения их секретов. Но либерал-демократы – партнеры тори в правительстве считают билль покушением на гражданские свободы.
Предчувствие Джорджа Оруэлла, описавшего гипотетическую участь Британии в своем романе «1984», начинает сбываться. Она находится на грани тирании. И причиной тому – билль о юстиции и безопасности, который проходит последние стадии рассмотрения в парламенте. «Если билль станет законом, то он даст возможность проводить тайные заседания судов, и тогда не позволено будет даже рассказать кому-нибудь о них», – утверждает интернет-сайт Global Research.
Сайт приводит отрывок из книги публициста Ричарда Коттона, где говорится, что в тайных судах обвиняемые будут лишены возможности защищать себя или иметь защиту в лице адвоката. Им также не позволят узнать, в чем их обвиняют. Словом, старая добрая Англия начинает осваивать сталинский опыт в области юриспруденции.
Но так ли все ужасно, как изображают противники законопроекта? Его спонсор министр юстиции Кеннет Кларк говорит, что цель властей весьма скромная: защитить правительство от исков со стороны лиц, подвергшихся преследованию по делам, касающимся, в частности, терроризма. Билль о юстиции и безопасности создаст механизм, позволяющий судам заслушивать показания на закрытых заседаниях. Дело в том, что если подозреваемых суды оправдывают, то они в гражданском процессе требуют огромной компенсации и иногда получают ее. А власть не может в открытом суде отстоять свою правоту, поскольку тогда придется раскрыть некоторые факты о работе спецслужб.
Примером может служить дело бывшего узника американской тюрьмы Гуантанамо Биньяма Мохамеда. В 2011 году он и еще 15 других подозреваемых в терроризме получили от государства «отступную» на многие миллионы фунтов стерлингов. Они утверждали, что подверглись плохому обращению со стороны сотрудников спецслужб Британии и США, передала Би-би-си.
Основанием для этого послужат интересы национальной безопасности. При этом правительство внесло в законопроект положение о том, что решать вопрос, проводить заседание по закрытому регламенту или нет, будут судьи, а не министры. То есть Лондон пошел на уступку критикам, считающим, что билль ущемляет гражданские свободы. Но этого оказалось недостаточно для большинства делегатов весенней конференции Либерал-демократической партии, партнера консерваторов по правящей коалиции. Они отвергли билль. Это произошло после того, как видный юрист по правам человека Дайна Роз заявила о выходе из партии в знак протеста против того, что ее руководство поддерживает законопроект. Результаты конференции не обязывают либерал-демократических членов палаты общин голосовать против билля.
Тем не менее не только борцы за гражданские свободы и активисты левых убеждений возмущены действиями правительства. Лорд Небергер, один из самых старших судей страны, предупредил, что готовящиеся изменения в законодательство не могут не беспокоить любого юриста или члена судейского сообщества, который «чего-то стоит».
Вопрос о закрытых судах недавно бурно обсуждался в британской прессе в связи с судебным дознанием по делу о смерти бывшего агента ФСБ Александра Литвиненко. Часть документов дознания будет засекречена по требованию правительства. Такое решение принял судья-коронер Роберт Оуэн, ведущий дознание.
Газеты встретили этот шаг в штыки. «Cекретные дознания, как и все секретные суды, оскорбительны для принципов открытого правосудия, на которых зиждется демократия», написала Daily Mail. Ей вторила Times: «Репутация Лондона как места, безопасного для глобальной элиты, основывается на убеждении, что Британия – это место, где правосудие беспристрастно и где торжествует закон и порядок. По этому дознанию о нас будут судить. Оно должно быть тщательным и открытым».
Билль прошел третье чтение в Палате общин. Но, как полагают английские комментаторы, в Палате лордов он натолкнется на сильное сопротивление.