0
5403
Газета В мире Интернет-версия

27.05.2015 00:01:00

Берлин и Париж играют против Лондона

Тэги: великобритания, ес, дэвид кэмерон, германия, франция, ангела меркель, франсуа олланд, лиссабонский договор, дания, нидерланды, польша, еврокомиссия, жанклад юнкер, монетарный союз, интеграция ес, еврозона, дональд туск, марио драги, ецб, европейский сове


великобритания, ес, дэвид кэмерон, германия, франция, ангела меркель, франсуа олланд, лиссабонский договор, дания, нидерланды, польша, еврокомиссия, жан-клад юнкер, монетарный союз, интеграция ес, еврозона, дональд туск, марио драги, ецб, европейский сове Дэвид Кэмерон (справа) не нашел общего языка с убежденным еврофилом Жан-Клодом Юнкером. Фото Reuters

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд подготовили предложения по укреплению экономического и политического единства еврозоны. Документ идет вразрез с тем, чего добивается от Берлина и Парижа премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, который намерен до конца 2017 года провести референдум по вопросу о членстве в ЕС. Сегодня он представит это предложение на открытии сессии парламента нового созыва.

Франко-германская дружба расцвела в ущерб интересам Великобритании. Советники немецкого и французского лидеров в строжайшей секретности подготовили документ, одобренный Меркель и Олландом на полях саммита «Восточного партнерства» 22 мая в Риге, где Кэмерон прощупывал почву, и направленный 23 мая председателю Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клоду Юнкеру.

Как известно, Кэмерон добивается принятия решений о возвращении части отошедших Брюсселю полномочий в столицы, об ограничении свободы передвижения, защите лондонского Сити от континентальных регуляторов. Меркель и Олланд, напротив, говорят о поступательном наращивании интеграции еврозоны и о монетарном союзе как об отправной точке ее дальнейшего развития. Они настаивают на проведении в ближайшие годы реформ по четырем направлениям. Это экономическая политика; экономическое, фискальное и социальное сближение; финансовая стабильность и инвестиции; управление монетарным союзом.

По сути, речь идет о создании правительства еврозоны, которое будет формулировать общую экономическую политику монетарного союза, – изначальном требовании Олланда, на которое немцы согласились впервые. Для этого в документе предлагается повысить «свободу действий Еврогруппы, включая изучение возможности усиления ее председателя и полномочий, которыми он обладает», а также учредить «структуры, специально занимающиеся еврозоной, в рамках Европейского парламента». В перспективе такое развитие событий не исключает появления поста министра финансов еврозоны. Все эти рекомендации действуют на Лондон так же, как красная тряпка на быка.

Для выполнения своих требований Кэмерон добивается внесения изменений в договорную базу ЕС. Меркель и Олланд с ходу отмели этот вариант. Правда, они предлагают до конца 2016 года реализовать «дополнительные этапы, которые помогли бы пересмотреть политические и институциональные основы, общие инструменты и юридическую базу на долгосрочный период». Если этот процесс пойдет успешно, не исключено, что менять договорную базу все же придется. Но опять-таки в духе, противоположном философии Кэмерона, и без привязки к его референдуму. У Германии и Франции свой календарь: в 2017 году им лишь предстоят всеобщие выборы, которые британский лидер только что выиграл.

Кэмерон, вероятно, уже в курсе франко-германской диверсии, так как в понедельник вечером принимал Юнкера. Как сообщает Daily Mail, убежденный еврофил Юнкер дал согласие поднять вопрос о незначительных изменениях договорной базы ЕС, исключив реформы, подрывающие свободу передвижения. Завтра британский лидер начнет настоящий марафон: в четверг его ждут в Копенгагене, Гааге и Париже, в пятницу – в Варшаве и Берлине. До саммита ЕС 25–26 июня в Брюсселе Кэмерон намерен встретиться со всеми 27 партнерами по ЕС. И без того трудные переговоры теперь станут еще более деликатными.

Как ожидается, именно на этом саммите, где Кэмерон хотел бы представить собственные предложения, документ Меркель и Олланда будет вынесен на обсуждение и скорее всего одобрен. Он идеально соответствует посткризисной (несмотря на далеко не решенную проблему с греческим долгом) повестке дня, прорабатываемой Юнкером (которого, к слову, Кэмерон не хотел видеть на посту главы ЕК), руководителем Европейского центробанка Марио Драги и председателем Европейского совета Дональдом Туском, – укрепление монетарного союза, экономическая, фискальная и политическая интеграция еврозоны. Если это произойдет, то перед Кэмероном захлопнется дверь, ведущая к реформе договорной базы ЕС, без которого, по убеждению премьера Великобритании, его притязания не могут быть удовлетворены.

Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина в беседе с «НГ» напомнила о внутриполитическом положении Кэмерона. Консервативная партия выиграла парламентские выборы и сформировала однопартийное правительство, и Кэмерону не придется оглядываться на партнеров по коалиции. Но среди самих консерваторов по так называемому европейскому вопросу существует раскол. Евроскептическое крыло настроено против ЕС и даже выступает за выход из Евросоюза.

«Более того, ратующая за выход из ЕС Партия независимости Соединенного королевства (ПНСК), хотя и получила всего одно место, могла бы рассчитывать на гораздо более широкое представительство, если бы выборы проходили не по мажоритарной, а по пропорциональной системе, – продолжила эксперт. – То есть та часть электората, которая по вопросу о членстве в ЕС настроена негативно, поддерживает не столько консерваторов, сколько ПНСК, и Кэмерон заинтересован в возвращении этих избирателей под свое крыло, что заставляет его занимать более жесткую позицию».

По мнению Бабыниной, «можно с уверенностью говорить о том, что никакого пересмотра договоров ЕС из-за Великобритании не будет. На это не пойдут ни Франция, ни Германия, ни остальные страны ЕС. Все помнят о том, с каким трудом удалось подписать Лиссабонский договор. Тем более не будет пересмотра договорной базы на предмет подрыва одного из основных принципов функционирования единого внутреннего рынка – свободы передвижения. Разговор о том, чтобы ограничить въезд в Великобританию для тех граждан ЕС, которые ей не нравятся, покажется европейским лидерам в лучшем случае очень странным».

Но это не значит, что переговоры Кэмерона со структурами ЕС об изменении баланса полномочий исключают возможность компромиссов, считает эксперт. В целом в соответствии с договорами ЕС для Великобритании сделана масса исключений, которые дают ей возможность не участвовать в ряде проектов и снижают наднациональную составляющую в ее законодательстве. И если Лондон так заботят социальные выплаты для иностранной рабочей силы, то ему будет предложено пересмотреть параметры данной системы внутри страны, сделав ее менее привлекательной для мигрантов. Ведь это именно тот вопрос, который может быть подходящим образом регламентирован на национальном уровне.

«Необходимо помнить о том, что выход из ЕС – это не только отказ от политического сотрудничества. Чтобы реально ограничить приток рабочей силы из стран – членов ЕС, придется выйти и из единого внутреннего рынка. А это восстановление барьеров в движении не только рабочей силы, но и капиталов, услуг, товаров. Отсюда видно, что выход Великобритании из ЕС будет плох не только для ЕС, но и для нее самой, и негативный эффект будет очень серьезным. Любая кампания в поддержку членства страны в ЕС должна основываться именно на разъяснении этих моментов. Думаю, Кэмерон будет проводить именно такую кампанию, если он действительно заинтересован в том, чтобы страна осталась в ЕС», – заключила Бабынина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
340
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
337
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
469
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
334

Другие новости