0
5086
Газета В мире Интернет-версия

17.03.2020 19:28:00

Итоги Второй мировой войны в Европе переписывает коронавирус

ЕС проваливает стресс-тесты, которым его подвергает суровая реальность

Дмитрий Родионов

Об авторе: Дмитрий Николаевич Родионов – директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития.

Тэги: коронавирус, ес, эмидемия


коронавирус, ес, эмидемия Фото Michaela Handrek-Rehle/Bloomberg via Getty Images

Из-за распространения коронавируса власти Евросоюза закрыли как свои внешние границы, так и границы внутри безвизовой Шенгенской зоны. Ничего подобного в истории еще не было.

Это и не удивительно: Европа сегодня стала эпицентром мировой эпидемии. Там спохватились лишь после того, как Италия превратилась очаг заражения всего континента. И начали принимать меры, ужесточая контроль на границах. Но было уже поздно.

Примечательно, что закрывать границы отдельные страны начали по собственной инициативе, не по директиве Брюсселя, которой долго не было. Брюссель вообще молчал, даже не пытаясь выработать какую-то общую политику борьбы с вирусом. Получилось, что Центр фактически самоустранился от решения проблемы, и власти стран-членов сообщества начали действовать буквально по принципу «спасайся, кто может». И то лишь после того, как ВОЗ 11 марта объявила вспышку COVID-19 пандемией.

Впрочем, изначально вводимые большинством европейских стран ограничения были весьма условными. К примеру, Словакия закрыла границы, но только с соседними странами. Венгрия закрыла въезд всем представляющим «группу риска» — прибывающим из Италии, Китая, Южной Кореи и Ирана. Большинство стран усилили санитарный контроль. Все.

Но скорость распространения вируса многих все же заставила взяться за голову. Первой на жесткие меры пошла Польша, объявившая о закрытии всех границ и запрете въезда в страну иностранцам. Еще дальше пошла Чехия — там запретили еще и выезд для собственных граждан. Одной из последних спохватилась Германия, закрыв свои границы только 16 марта.

И тут бросается в глаза тот факт, что первыми восстанавливать границы с остальной Европой бросились те страны, которые в эту Европу больше всех стремились — бывшие страны соцлагеря, которые всегда считали себя большими европейцами, чем жители старой Европы. Страны, которые всегда сопротивлялись навязыванию так называемых европейских ценностей, оставаясь оплотами консерватизма.

Эти же страны всегда оставались в ЕС «белой вороной», будучи, по сути, «засланными казачками», которые ориентировались на Вашингтон и продвигали его интересы, зачастую — в противовес интересам Брюсселя.

Они же несколько лет назад категорически отказывались принимать у себя беженцев, выступая против миграционной политики, разработанной Германией, которая в наши дни до последнего противилась самой мысли пусть и временного, но возрождения границ внутри Евросоюза.

Как тогда страны Западной Европы критиковали восточных соседей за отсутствие «толерантности», так и сегодня оттуда можно услышать критику, смысл которой сводится к тому, что Польша, Чехия и другие ставят свои национальные государства выше Евросоюза. Тогда понадобилось множество кровавых терактов в европейских столицах, ожесточенные споры, подрывающие единство ЕС, выход Британии и резкий рост симпатий к правым, чтобы архитекторы этой политики начали что-то понимать. Но, как показывает ситуация с коронавирусом, никаких уроков извлечено не было.

А ведь именно эта политика и завела объединение в тупик и фактически поставила его существование под вопрос. Если еще вчера все стремились в ЕС, а мысль о том, что из него кто-то захочет выйти, казалось безумной, то в последние годы стало ясно, что это не так. Евросоюз последовательно проваливает стресс-тесты, которым его подвергает суровая реальность.

Миграционный кризис, втягивание в никому не нужное противостояние с Россией, приход в США к власти антиглобалиста Дональда Трампа, который установил тренд на протекционизм и приоритет национальных интересов над общими, — все это Европа как-то переносила, хотя и не безболезненно. Но коронавирус стал для нее самым серьезным испытанием за все послевоенное время, на протяжении которого и существует единая Европа.

Президент Европарламента сравнил кризис из-за коронавируса со Второй мировой войной. И это очень точное замечание. Одним из главных итогов Второй мировой стала идея Европы без границ: свободного перемещения людей, грузов, финансов и т.д. Долгие годы это было иконой, которая привлекала многие страны континента.

Россия тоже давно стремилась к безвизовому режиму с ЕС. И ведь сама идея «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока родилась как раз в Европе, а не в России. И Европа же эту тему закрыла в 2014-м. Думаю, сейчас в России многие перекрестились и порадовались, что у нас нет «безвиза» с охваченным эпидемией Евросоюзом. Не по нашей вине, нет. Но сегодня это обернулось благом для России.

А для стран ЕС идея открытых границ оборачивается катастрофой. Внезапно оказалось, что вся идеология ЕС слишком хрупка и работает только в условиях отсутствия глобальных потрясений. Сталкиваясь с непредвиденными трудностями, она не просто не работает — она рассыпается. В критической ситуации каждый сам за себя.

Едва ли пандемия разрушит ЕС, как не разрушил его брекзит и гипотетический выход других стран. Но трещина растет. Ее можно попытаться замазать, но нельзя вернуть все, как было. И история показывает, что каждый новый стресс-тест может оказаться серьезней предыдущего.

Не зря эпидемию сравнили с войной. Теперь уже очевидно, что такого потрясения, как новая война, единая Европа точно не выдержит. Дай бог, чтобы до этого не дошло, конечно…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1601
Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Анастасия Башкатова

В научной среде и на государственном уровне не сложилось четкого понимания, чего именно надо достичь

0
2296
Российский бизнес хочет предсказуемости

Российский бизнес хочет предсказуемости

Ольга Соловьева

Чиновники обещают донастроить налоговую систему уже в мае

0
1347
Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
1262

Другие новости