Тупик в переговорах о сделке между Израилем и ХАМАС возник из-за отказа радикальной группировки от демилитаризации. Об этом заявила, отвечая на вопрос «НГ», посол Израиля в Москве Симона Гальперин. По ее словам, почти в каждом ответе на переговорах боевики, совершившие нападение на юг еврейского государства 7 октября 2023 года, «танцевали танго», пытаясь выдвинуть свои условия. Это убедило израильтян в том, что противник не готов к дипломатии. Сейчас кабмин Израиля обсуждает расширение военной операции в Газе на те районы, в которых до этого армия действовала аккуратно.
Группировка ХАМАС не была заинтересована в сделке, заявила Симона Гальперин, отвечая на вопрос «НГ» на встрече с российскими журналистами. По словам посла, у возможной сделки по освобождению израильских заложников было две общие версии. Одна предполагала освобождение половину похищенных 7 октября – живых и мертвых – в обмен на возвращение из израильских тюрем палестинских боевиков. Вторая – полное освобождение с последующим прекращением огня и отстранением ХАМАС от власти. Каждый раз в своих ответах ХАМАС «танцевал танго» и возвращался со своими «но», заметила посол Израиля. По ее словам, почти в любом ответе группировка отмечала, что «не готова на сложение оружия и демонтаж военной инфраструктуры».
«Для Израиля это неприемлемо», – подчеркнула Симона Гальперин. По словам главы дипломатической миссии, неприемлемы такие оговорки со стороны палестинской группировки и для международных посредников, участвовавших в непрямых переговорах между сторонами 22-месячного вооруженного конфликта. «Все уже (в мире. – «НГ») высказались за то, что Газа должна быть демилитаризована ради палестинцев, не только ради Израиля, – обратила внимание дипломат. – Когда ХАМАС отказывается от любой структуры, которая к этому приведет, становится понятно, что у ХАМАС нет никакой готовности или желания достигнуть договоренности (с Израилем о прекращении огня и освобождении похищенных 7 октября. – «НГ»)».
В связи с этим Гальперин заметила, что шансы на достижение сделки с радикальным движением, совершившим кровопролитное нападение на юг Израиля почти два года назад, практически ничтожны. По ее словам, израильская делегация переговорщиков вернулась с последнего раунда переговоров в Катаре «с пониманием, что шансы на сделку» почти «близки к нулю». В связи с этим еврейское государство ищет альтернативные варианты достижения своих целей в Газе, основной среди которых остается освобождение заложников – живых и мертвых.
О необходимости расширения боевых действий на территории Газы в истеблишменте Израиля сейчас говорят все чаще. Но финальное решение об операции должен принять высший политический эшелон. Сейчас обсуждаются параметры потенциальной военной кампании. Если Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) решится на увеличение оперативной зоны, то, по данным «НГ», она охватит северные и центральные районы сектора – там, где сохраняются наиболее боеспособные остатки бригад ХАМАС. Именно там же, по данным военной разведки, могут находиться живые заложники, захваченные во время резни 7 октября 2023 года. Иными словами, любое наращивание военного давления на боевиков поставит под угрозу жизни похищенных.
Вечером 4 августа премьер-министр Биньямин Нетаньяху дал понять своим подчиненным, что он будет добиваться их официальной поддержки для реализации плана по полному захвату сектора Газа, утверждают израильские СМИ. По этим сведениям, несколько министров, присутствовавших на заседании, заявили, что Нетаньяху использовал термин «оккупация сектора» на закрытых встречах, когда описывал свое видение расширения военных операций. Издания называют это заметным изменением тональности в риторике главы правительства. Они цитируют некоего высокопоставленного израильского чиновника, приближенного к премьер-министру, который заявил: «Жребий брошен: мы идем к полной оккупации сектора Газа».
По ряду сообщений, против плана расширения боевых действий выступает глава Генштаба ЦАХАЛ Эяль Замир, который был назначен совсем недавно – весной этого года. Заступая на пост, Замир объявил 2025-й годом войны, которая будет сосредоточена на секторе Газа и Иране, и пообещал, что еврейское государство отомстит «жестоко и неукротимо» за события «черной субботы» 7 октября. «Мы окружены жестокими, грубыми и смертоносными врагами, которые стремятся уничтожить нас», – подчеркивал он.
Назначение Замира было воспринято как политический ход со стороны Нетаньяху, который зачищал прежний состав военного командования от своих критиков в целях самосохранения. Действующий глава Генштаба считался ставленником Нетаньяху, потому что с 2012 по 2015 год он служил военным секретарем премьера-долгожителя. До 2025 года Нетаньяху пытался продавить назначение Замира на пост главы Генштаба несколько раз.
Выступление действующего главы Генштаба против плана оккупации Газы ознаменует потерю очередного лояльного премьеру человека в командовании и проиллюстрирует общую тенденцию, когда почти все министры обороны и военачальники, служившие при Нетаньяху, поссорились с ним по завершении своих полномочий.