На учениях силовиков президент Николас Мадуро появился в окружении тех, кого в США объявили лидерами «Картеля солнц», – жены президента Силии Флорес, главы МВД Диосдадо Кабельо (справа от Мадуро) и министра обороны Владимира Падрино Лопеса (справа от Кабельо). Фото Reuters
Армия США совершила первую успешную операцию вблизи берегов Венесуэлы, уничтожив небольшое судно с 11 наркоторговцами, объявил на пресс-конференции в Белом доме президент США Дональд Трамп. В Каракасе это заявление вызвало возмущение, однако там указали на то, что видеоподтверждение удара по судну – фейк. Как бы то ни было, напряженность в американо-венесуэльских отношениях растет и трансформируется в информационную войну, а усиливающееся психологическое давление на военных увеличивает вероятность столкновений.
Трамп заявил о первой успешной операции в Карибском море. Выступая в Белом доме 2 августа, он упомянул, что военные США подорвали лодку с 11 венесуэльскими наркоторговцами. Позднее в своей социальной сети он привел более подробную информацию об операции и даже прикрепил черно-белое видео с кадрами попадания ракеты по судну. «Пожалуйста, пусть это послужит предупреждением всем, кто даже думает о ввозе наркотиков в Соединенные Штаты Америки. БЕРЕГИТЕСЬ!» – предостерег Трамп всех своих врагов.
Видео, которым американский президент поделился, было очень плохого качества. Из-за этого в Каракасе в его подлинности усомнились. Венесуэльский министр информации и связи Фредди Няньес заявил, что запись была создана с помощью искусственного интеллекта. Для того чтобы доказать это, венесуэльский политик «показал» видео нейросети Gemini, которая подтвердила его опасения, ответив, что ролик скорее всего был сгенерирован. Также Няньес указал на «нереалистичность» взрыва и водной поверхности, сравнив запись с анимацией.
В Венесуэле сомнению подвергают не только материалы, которые США предоставляют в качестве подтверждения своих действий, но и сами цели Белого дома. Администрация Трампа заявляет, что усиление позиций Вашингтона в Карибском море – это необходимость для борьбы с международным наркотрафиком. Каракас, в свою очередь, считает, что размещение военных сил США неподалеку от границ страны обусловлено двумя причинами. Первая – венесуэльская нефть. Непонятно, правда, как именно, с точки зрения венесуэльцев, американцы планируют завладеть латиноамериканскими природными ресурсами. Вторая причина – политическая. Президент Венесуэлы Николас Мадуро утверждает, что Трамп таким образом задумал сменить власть в стране. Этим он в эфире венесуэльского телевидения объяснил появление вблизи венесуэльских берегов американских кораблей. Мадуро подписал указ об усилении охраны рубежей.
Несомненно, во всей венесуэльской риторике присутствует изрядная доля популизма и излюбленный в мировой политике метод создания врага. В этом качестве в данном случае выступают США. Однако вопрос о смене режима в Венесуэле действительно мог в той или иной форме обсуждаться американскими политиками. Усиливая давление на самого Мадуро и увеличивая награду за помощь в его передаче США (теперь за содействие аресту латиноамериканского президента можно получить 50 млн долл., а не 25 млн, как в январе, когда американский Минюст выписал ордер на его арест), в Белом доме, возможно, надеются ослабить действующую в Венесуэле власть. Но пока позиции Мадуро как среди военных, так и в обществе кажутся достаточно крепкими.
Он имеет и определенную поддержку за рубежом, в том числе в самом важном для Венесуэлы регионе – Латинской Америке. Осудили действия США левый по своим убеждениям колумбийский президент Густаво Петро и президент Мексики Клаудия Шейнбаум. Ей не так давно США предлагали помочь в борьбе с наркокартелями. Однако мексиканский президент отказалась от присутствия американских военных сил на территории своей страны.
Пока в Венесуэле рассказывают о главном противнике в лице США и пытаются опровергнуть видеозапись с уничтожением судна, в Белом доме говорят про так называемый «Картель солнц» (Cartel de los Soles). По мнению американских чиновников, руководит этим картелем вся политическая верхушка Венесуэлы, в том числе сам Мадуро, его жена Силия Флорес, министр внутренних дел Диосдадо Кабельо, министр обороны Владимир Падрино Лопес и другие. Существование организации не доказано и пока служит в качестве оправдания для преследования венесуэльского президента.
На этом фоне слабо верится и в то, что наркоторговля – это действительно основная причина развертывания американского военного контингента в Карибском море. Пусть Трамп и ведет активную борьбу с поставками запрещенного в стране фентанила, из Венесуэлы в США попадает сравнительно малый объем наркотических веществ: чаще используются другие маршруты, например через страны Центральной Америки.
Наиболее правдоподобной все еще остается версия о том, что Трамп старается удовлетворить требования своего истеблишмента, который недоволен тем, что Каракас тесно сотрудничает с Китаем и выражает поддержку России. В Белом доме рассчитывают на то, что бряцанием оружия можно будет добиться от Венесуэлы уступок. Однако договориться о чем-то будет сложно. Вашингтон не признал результаты венесуэльских президентских выборов 2019 года и самого Мадуро в качестве президента и до сих пор не изменил свою позицию. Шесть лет назад США тоже руководил Трамп. Поэтому установление прямого диалога с Каракасом затруднительно.
В настоящее время отношения Венесуэлы и Соединенных Штатов начинают приобретать характер информационной войны. В результате неизбежно усиливается психологическое давление как на политиков, так и на вооруженные силы обеих стран. В этих условиях нельзя игнорировать увеличивающуюся угрозу перерастания информационной войны в настоящую, пусть она и невыгодна ни США, ни Венесуэле.