Канцлер Германии Фридрих Мерц (слева), вице-канцлер и министр финансов Германии Ларс Клингбайль (справа), а также министр экономики и энергетики Германии Катерина Райхе во время обсуждения бюджета в Бундестаге. Фото Reuters
Журнал Stern опубликовал информацию о параметрах бюджета на 2025 год. Он был одобрен правительством Германии в конце минувшей недели после 11-часового совещания. Именно бюджет на текущий год стал причиной развала предыдущей коалиции, поскольку тогдашний министр финансов Кристиан Линднер отказывался от повышения уровня госдолга.
Новой правительственной коалиции в ФРГ, пришедшей к власти в результате досрочных выборов, удалось добиться увеличения госдолга путем изменения соответствующей статьи Конституции, используя для этого паузу до созыва сессии нового состава Бундестага, в котором у сторонников увеличения госдолга большинства в две трети голосов, требуемых для изменения Основного закона, не было. Старый состав Бундестага это решение принял. Впрочем, увеличение госдолга правительству помогло мало, поскольку вмешались новые обстоятельства. К ним относятся ставка канцлера Фридриха Мерца на активизацию военной помощи Киеву и перевооружение Бундесвера.
По планам правительства ударила и тарифная война с США. Она, по подсчетам экспертов Института немецкой экономики DIW, составит от 200 до 290 млрд евро. Чтобы консолидировать бюджет в новых условиях, черно-красной коалиции понадобилось дополнительное время, и поэтому утверждать его будут на осенней сессии Бундестага в период с 16 по 19 сентября. Фактически это бюджет на оставшиеся до конца года три месяца.
Журнал отмечает, что расходы должны достигнуть 502,5 млрд евро. И это на 460 млн евро меньше, чем первоначально планировалось правительством. За счет долгов, аккумулированных в специальных фондах на сумму в 140 млрд евро, будут финансироваться капиталовложения в инфраструктуру и военные заказы.
Этот первый финансовый план правительства был подвергнут критике со стороны «Зеленых» и Левой партии. «Зеленые» посчитали его планом для затыкания бюджетных дыр, а левые назвали «несовместимым с реальностями».
Параллельно бюджетные эксперты правящих партий проработали и план бюджета на 2026 год, который будет представлен Бундестагу сразу после утверждения бюджета текущего года. В этой связи обращает на себя внимание полемика, разгоревшаяся между Мерцем и министром труда и социальных дел. Бербель Бас назвала высказывания канцлера относительно необходимости сокращения социальных расходов «глупостью». Причем сделала она это заявление на съезде молодежной организации Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Бас потребовала увеличения размеров социальных взносов со стороны «хорошо зарабатывающих». А Мерц призывал к уменьшению налоговой нагрузки на состоятельных лиц и рекомендовал партнерам по правительству – социал-демократам «быть более лояльными к предпринимателям».
Stern указывает, что для нынешнего министра финансов Ларса Клингбайля особых проблем с бюджетами текущего и будущего годов нет. Но бюджет 2027 года представляется проблематичным. В нем будет дыра в 30 млрд евро, и в последующие годы она будет увеличиваться. Инструментов для ее закрытия у правительства нет. Увеличить долг не позволяет отсутствие двух третей большинства в Бундестаге для нового изменения порога госзадолженности.
Многократно цитируемое заявление канцлера Мерца о том, что государство уже больше не может гарантировать прежний уровень жизни для населения, вызвало дискуссию в правящей коалиции относительно поисков путей экономии и путей затыкания образующихся финансовых дыр.
Самым простым путем для ряда немецких политиков, прежде всего левого толка, представляется новое увеличение госдолга. Для достижения этого, например, Клингбайль предлагает запретить «Альтернативу для Германии». Это позволит убрать из парламента реальную оппозицию, а принадлежащие им места в Бундестаге перераспределить между остающимися партиями. Ведь отказ от социальных обязательств, закрепленных в коалиционном договоре, ударит по популярности правящих партий. А экономить на помощи Киеву и военных расходах правительство не намерено.
Как отмечает журнал Focus, глава DIW Марсель Фретчер усматривает проблему с сокращением социальных возможностей государства в диспропорциях между разными поколениями в численности. Другими словами, у поколения беби-бума 1960-х родилось слишком мало детей, чтобы содержать стариков. Отсюда у ряда экономистов появились идеи о дополнительной нагрузке для пенсионеров, которые в Германии и так платят подоходный налог с пенсии. Речь идет о том, чтобы в свой первый пенсионный год они стали служить обществу, отработав в детских садах, домах для престарелых или даже в Бундесвере на небоевых должностях. Попытка экс-канцлера Ангелы Меркель решать эту проблему за счет мигрантов обернулась антимиграционными настроениями в обществе.
Усиление напряженности в социальной сфере в ближайшие годы может привести к краху и нынешней правящей коалиции.