Не так давно заведующий международным отделом ЦК КПК Лю Цзяньчао был желанным гостем на международных мероприятиях, а теперь даже неизвестно, жив ли он. Фото с сайта www.news.cn
Стало больше ясности относительно судьбы одного из членов ЦК Компартии Китая, о котором ничего не было слышно уже два месяца. Теперь можно утверждать, что Лю Цзяньчао, возглавлявший международный отдел, который курирует связи с зарубежными партиями и социалистическими странами, смещен с должности и скорее всего арестован. Его место занял Лю Хайсин, ранее занимавший пост директора департамента Европы в МИД. Никакого пояснения к этим переменам китайскими властями дано не было.
Информационный вакуум вокруг Лю Цзяньчао образовался в конце июля, когда он вернулся из зарубежной поездки и неожиданно перестал подавать какие-либо признаки медийной активности. Считавшийся очень перспективным китайский чиновник, которого прочили на должность главы МИД, будто испарился: ни встреч, ни мероприятий с его участием. Отсюда комментаторы заключали: с ним произошло то, что случалось со многими высокопоставленными китайскими чиновниками. Он арестован по обвинению в коррупции, но пока не хотят об этом официально сообщать.
Как пишет газета The Guardian, Лю Цзяньчао с января 2022 года, когда он был назначен заведующим международным отделом ЦК, часто встречался с видными иностранными политиками. Недавно он посетил Великобританию, с которой его многое связывает. Лю Цзяньчао учился в Оксфордском университете, свободно говорит по-английски и одно время работал в посольстве Китая в Соединенном Королевстве. Это все похоже на сухую справку, вышедшую из-под пера опытного бюрократа. Но дальше комментаторы указывают на еще один важный момент в послужном списке Лю Цзяньчао. Он раньше работал в комиссии ЦК по проверке дисциплины – ведомстве, предназначенном для искоренения коррупционных преступлений среди членов партии. Борьбу с коррупцией председатель КНР Си Цзиньпин начал еще в 2012 году, как только пришел к власти. С тех пор под кампанию борьбы со взяточничеством и казнокрадством попало большое количество чиновников. По некоторым данным, до 6 млн. Теперь, выходит, бывший борец с коррупцией Лю Цзяньчао сам попался на том, против чего боролся.
Впрочем, это не значит, что если человек попал под подозрение, то ему конец. Что бы ни писали на Западе о современном Китае, в нем сейчас не времена «культурной революции», когда репрессиям подвергалась масса невинных людей. А в наши дни, например, заместитель заведующего международным отделом ЦК Сунь Хайянь была в августе арестована и подвергнута допросам. Но впоследствии эта женщина снова стала присутствовать на общественных мероприятиях и даже представляла Китай на встречах с иностранцами. Очевидно, подозрения с нее сняли.
Наконец, арест или увольнение может не иметь никакого отношения к антикоррупционной кампании, инициированной председателем Си. Еще больший резонанс, чем освобождение Лю от должности, вызвала история с бывшим министром иностранных дел Цинь Ганом. Того неожиданно сняли с поста в 2023 году. С тех пор китайские СМИ хранят о нем молчание. Но американские газеты писали, что его убрали за «аморалку». Дело в том, что Цинь Ган, сделавший блестящую карьеру в МИД, был отправлен на работу послом Китая в США. Это в неписаной иерархии китайской дипломатии самый ответственный зарубежный пост для сотрудника МИД. Там-то и вскрылось, что у него была связь с китайской журналисткой, которая ранее училась в Великобритании, работала в Гонконге, а впоследствии – в США. У них родился ребенок. Возможно, его начальники об этом знали, но до поры до времени закрывали глаза. Как бы то ни было, Цинь Гана вернули домой и назначили министром иностранных дел. А вместе с этой должностью полагалось и назначение членом Госсовета.
Но восхождению по карьерной лестнице пришел конец, когда, как утверждают американские СМИ, российские коллеги сообщили китайским спецслужбам, что любовница министра – агент британской разведки МИ-6. Его сняли. Впрочем, наказание не было суровым. Ему дали работу в издательстве МИД Китая.
В беседе с «НГ» старший научный сотрудник Высшей школы экономики Василий Кашин сказал по поводу дела Цинь Гана: «Нельзя исключать, что политические противники Китая запустили в прессу версию о связи этой женщины с английской разведкой. С другой стороны, между российскими и китайскими спецслужбами давно налажено сотрудничество. Так что передача информации возможна. Но все это секретно и, значит, недоказуемо».
Таким образом, и в деле Лю Цзяньчао тоже может не быть коррупционной подоплеки. Следовательно, и из кадровой обоймы он, как и Цинь Ган, возможно, выпал не навсегда. Значит, и делать выводы на основании его отставки о переменах внешнеполитического курса Китая преждевременно.