Министр обороны Ирана Азиз Насирзаде заявил, что оборонная промышленность страны несмотря ни на что расширилась как по количественным, так и по качественным показателям.
Фото Reuters
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило о необходимости срочной инспекции ядерных объектов Ирана, которые были повреждены в ходе 12-дневной войны. Организация заявила, что утратила преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики. Не исключено, что МАГАТЭ пытается разрядить обстановку на фоне слухов о повторении полноформатного конфликта Израиля и Ирана.
МАГАТЭ распространило среди государств-членов новый отчет о состоянии иранской атомной промышленности. В нем организация выразила обеспокоенность по поводу того, что ей не удалось провести инспекции объектов, пострадавших во время 12-дневной войны.
«Крайне важно, чтобы агентство смогло как можно скорее проверить запасы ранее заявленного ядерного материала в Иране, чтобы развеять свои опасения относительно возможного отката от мирного использования этого материала (речь идет об уране, обогащенном до уровня 60%. – «НГ»), – говорится в отчете. – Отсутствие у агентства доступа к этому ядерному материалу в Иране в течение пяти месяцев означает, что соответствующая проверка давно назрела».
По оценкам международных инспекторов, до израильской операции «Народ как лев», начатой в ночь на 13 июня, в распоряжении Тегерана находилось почти 440,9 кг урана, обогащенного до 60%. Это материал, который легко обогатить до оружейного уровня – 90%. Если бы это произошло, то, согласно оценкам МАГАТЭ, иранская сторона могла бы сконструировать до 10 ядерных боеголовок. Даже учитывая то, что залежи высокообогащенного урана были целью ударов Израиля и США, большая часть запасов, как предполагают западные официальные лица, сохранилась – благодаря тому, что была размещена глубоко под землей – на хорошо укрепленном объекте в Исфахане, глубокая инфраструктура которого не была полностью разрушена.
Вероятно, МАГАТЭ пытается смягчить ситуацию вокруг возможного повторения ирано-израильской войны. О таком сценарии все чаще говорят представители властей еврейского государства. На днях израильские СМИ распространили высказывания неназванного чиновника высокого ранга, который пояснил: цель правительства Нетаньяху – свергнуть иранское правительство к тому моменту, как президент Дональд Трамп завершит свой второй президентский срок. В свою очередь, источник 13-го канала израильского ТВ в службах безопасности пояснил, что в случае нового столкновения «Израиль отреагирует гораздо более агрессивно», чем в предыдущих раундах боевых действий, и война будет более длительной.
Министр обороны Ирана Азиз Насирзаде недавно заявил, что оборонная промышленность страны не только восстановилась, но и расширилась – «как по количественным, так и по качественным показателям, по сравнению с периодом до 12-дневной войны».
Впрочем, важным фактором на сегодня является то, что Иран сталкивается с серьезным внутренним кризисом. Страна переживает самый мощный за последние десятилетия водный дефицит, вызванный беспрецедентной засухой, десятилетиями нерационального использования ресурсов и устаревшей инфраструктурой, из-за которой значительная часть воды буквально уходит в песок. Недавно стало известно, что городские власти Тегерана стали нормировать подачу воды.
Еще в прошлом месяце президент Ирана Масуд Пезешкиан сообщил, что предложил верховному лидеру Али Хаменеи вариант с переносом столицы из Тегерана ближе к побережью Персидского залива, где нехватка воды будет ощущаться в меньшей степени. «Я также сказал лидеру революции, что нам следует перенести столицу в сторону Персидского залива, – говорил тогда глава исполнительной власти. – Сегодня у нас нет больше выбора. Мы вынуждены это сделать, если останется так, то у нас возникнут проблемы». Как признал Пезешкиан, водных ресурсов в Тегеране становится существенно меньше с каждым днем. По его словам, видна и проблема проседания почвы: в некоторых частях столицы оно достигло 30 см.
Сам водный кризис выходит далеко за рамки столичного региона. На территории всего Ирана пересохли 19 крупных плотин – это примерно 10% от общего числа. В священном для шиитов городе Мешхед, втором по величине в стране (население – 4 млн человек), запасы воды упали ниже 3%, сообщали власти.
Это создает серьезную уязвимость для иранского руководства, которое уже сталкивалось с уличными протестами, вызванными нехваткой воды. Так было в 2021 году, когда дефицит спровоцировал бурные протесты в юго-западной провинции Хузестан. Отдельные протесты по этому поводу также вспыхивали в 2018 году, когда фермеры, в частности, обвиняли правительство в неэффективном управлении водными ресурсами.
Такая ситуация вполне может сподвигнуть Израиль на новые удары, особенно если учесть, что нагнетание внутреннего недовольства в Иране было одной из заявленных целей операции «Народ как лев».

