На пункты для голосования пришло большое количество жителей Бангладеш. Фото Reuters
В Бангладеш, государстве с населением 175 млн человек, впервые после свержения премьер-министра Шейх Хасины в августе 2024 года прошли выборы в парламент и референдум о реформе Конституции. Падение Хасины стало результатом бунта молодежи, возмущенной коррупцией и отсутствием перспектив получить работу. Временному правительству лауреата Нобелевской премии Мухаммада Юнуса не удалось обеспечить спокойствие и порядок. Теперь сказать свое слово получили возможность избиратели.
Как передает агентство Reuters, ссылаясь на данные опросов, избирателей больше всего выводит из себя продажность чиновников и политиков. Две партии, которые, по мнению наблюдателей, лидируют в гонке, – это Националистическая партия Бангладеш (НПБ) и «Джамаат-и-Ислами» (действующая в Пакистане партия со схожим названием запрещена в России. – «НГ»).
У бангладешской «Джамаат-и-Ислами» тяжелое прошлое. Исламисты, разделявшие воззрения этой партии, помогали пакистанским войскам подавлять движение за национальное освобождение накануне образования Бангладеш в 1971 году. Поэтому партия была запрещена. Но после мятежа против Хасины и ее бегства в Индию она снова вышла на поверхность и стала набирать очки благодаря обличениям коррупционеров.
Лидер НПБ Тарик Рахман, 60 лет от роду, известен благодаря своей родословной. Он старший сын бывшего президента Зиаура Рахмана и первой женщины-премьера Бангладеш Халеды Зиа. Тарика Рахмана при предыдущем режиме подвергали аресту по обвинению в коррупции, но выпустили, и в 2008 году он уехал в Британию. Вернулся на родину только после того, как была отстранена от власти Хасина.
«Джамаат-и-Ислами» выступает не в одиночку, а в составе альянса из 11 партий. Председатель партии Шафикур Рахман в интервью агентству АР был крайне осторожен. Сказал лишь, что выборы принесут перемены, которых ждет народ. Сдержанный тон политика понятен. На Западе комментаторы высказывали опасения, как бы Бангладеш вместо светской демократии не превратилась в исламистское государство. А в самой стране перспектива прихода к власти приверженцев жестких религиозных законов и правил вызывает тревогу у женщин, которые не хотят, чтобы их право на образование и работу было ограничено.
Еще одна группа граждан, которая с тревогой следит за успехами «Джамаат-и-Ислами», – это индусское религиозное меньшинство. На него прходится 8% населения. После событий августа 2024 года были случаи расправы над индусами и нападений на их храмы.
Избирателям также предложено высказаться на референдуме о реформе Конституции. Если избиратели одобрят ее, то новый парламент в срок не более 180 дней должен будет провести изменения в структуре власти. В частности, будет создана вторая, верхняя палата парламента. У нее будут полномочия вносить изменения в Конституцию.
Второй проблемой, волнующей избирателей, стал рост цен, плохое состояние экономики. Бангладеш была самой быстрорастущей экономикой в Азии, но эпидемия COVID-19 нанесла удар по предприятиям, специализировавшимся на производстве одежды для потребителей в США и других развитых странах. А добили эту отрасль мятежи молодежи против Хасины. И вот теперь перед будущим правительством стоит задача – дать работу молодежи (по оценкам, около 40% населения Бангладеш моложе 30 лет).
Есть еще один фактор, влияющий на голосование, – партия «Авами Лиг», к которой принадлежали Хасина и ее отец Муджибур Рахман, основатель республики, объявлена вне закона. Поэтому многие сторонники этой партии намерены бойкотировать выборы.
Сенсационный элемент избирательной баталии придал посол США в Бангладеш Брент Кристенсен. Он заявил, что Вашингтон встревожен усилением влияния Китая в Бангладеш. Посол указывает на то, что Китай совместно с Пакистаном хочет привязать Бангладеш к поставкам своих вооружений. Во-первых, Китай и Бангладеш заключили соглашение о строительстве завода по производству дронов. Завод будет построен близ границы с Индией. Во-вторых, Бангладеш ведет переговоры о приобретении истребителя JF-17 Thunder Fighter совместного китайско-пакистанского производства.
Кристенсен подчеркнул, что военные связи с Китаем несут для Бангладеш большой риск. Лучше ей обратиться к Америке. США предлагают Бангладеш целый ряд опций, которые якобы отвечают ее потребностям в вооружениях. Речь идет о системах, которые могут быть предоставлены не только Соединенными Штатами, но и их союзниками. Кроме того, посол сообщил, что администрация президента Дональда Трампа желает улучшения отношений между Бангладеш и Индией. Эти слова можно истолковать как свидетельство того, что Вашингтон все еще считает Индию своим партнером в противодействии Китаю в Азии.
Конечно, былую близость между Индией и Бангладеш нелегко восстановить. Ведь Хасина, спасаясь от разъяренной толпы в 2024 году, вылетела в Индию и до сих пор там находится под надежной охраной.
В беседе с «НГ» Сергей Величкин, доцент Дипломатической академии МИД РФ, отметил, что во время существования Советского Союза и в 1990-е годы Бангладеш ориентировалась на Москву в вопросе о поставках оружия. В Бангладеш поставлялись российские самолеты. Но теперь ведущим партнером для ряда стран Азии стал Китай. Что касается Бангладеш, то главная цель Пакистана и Китая состоит в том, чтобы обрубить военные связи между Бангладеш и Индией. А они до свержения Хасины были широкими и взаимовыгодными.

