0
2789

27.04.2012 00:00:00

Он снова обыграл всех и себя

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, режиссер, васильев


театр, режиссер, васильев Васильев умеет объяснить всё на пальцах...
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

На следующей неделе, 4 мая, исполнится 70 лет Анатолию Александровичу Васильеву. Как написать, как точнее сказать про него? Кто он – великий русский театральный режиссер или «просто» выдающийся? Или вернее всего – режиссер-реформатор, что лучше всех прочих эпитетов?

Правильнее всего, наверное, судить по спектаклям – у Васильева были спектакли, которые навсегда уже – в списке самых главных спектаклей ХХ века. А дальше что? Все прочее – неважно, то есть важно, но не настолько.

А важно то, что накануне его юбилея мне позвонил знакомый, сказал, что прочитал мою статью о Васильеве, все, мол, правильно, только возраст его указан неверно, ему – 70, а в статье написано, что исполнится вот-вот 69. Статья, как выяснилось, вышла год назад. Только-только пришел в московский Департамент культуры Сергей Капков, заявил, что собирается вернуть в Москву Васильева, встретился с ним, они проговорили час или два, а до того или сразу после Васильев встретился с Авдеевым, в конце концов, после месяца, взятого на раздумья, пришли к тому, что Анатолий Васильев вернется в историческое здание театра «Школа драматического искусства» на Поварской и займется там проектом под названием «Педагогика для педагогов», тогда же Сергей Капков выразил надежду, что проект с весны начнет уже реализовываться. Весна идет, проходит, Васильев уехал, вернется в Москву, говорят, теперь только в июне. Всех обыграл, не дал отпраздновать юбилей. Выиграл ли сам?

В апреле исполнилось шесть лет, как Васильева уволили с поста художественного директора театра приказом Комитета по культуре Москвы. В июле исполнится пять лет, как он подал заявление о прекращении сотрудничества со «Школой драматического искусства». На сайте театра биография мастера заканчивается словами: «Последняя премьера Анатолия Васильева в театре «Школа драматического искусства» – спектакль «Каменный гость, или Дон Жуан мертв» – 2006 год», в мае его сыграют 11-го и 13-го.

Здание на Поварской, которого лишили театра «Школа драматического искусства», кто не помнит или успел забыть, стало одной из ключевых причин конфликта Васильева с московскими властями, в результате которого мастер покинул и театр, основанный им в 1987 году, и страну. Спектакли, судя по всему, он ставить не собирается – история с постановкой в Большом оперы «Дон Жуан» расстроилась, тогда говорили, что не смогли договориться о сроках. Васильев привык работать долго, перефразируя известное название книги его товарища Анатолия Эфроса, Васильев мог бы сказать: «Репетиция – единственная любовь моя».

Я помню, с каким предубеждением шел я на каждый его новый спектакль. Там же, на Поварской, на Сретенке, что-то такое варилось, тайное, скрытое от чужих глаз, и редко-редко, особенно пока вся жизнь проходила на Поварской, редко-редко допускали избранных. Могли позвать, а незадолго до начала – отменить и приглашение, и сам показ... И все предубеждение рассеивалось, едва начиналось. НачиналОСЬ, потому что о спектакле следует, конечно, сказать, начинался, а у Васильева это начиналось... Мгновенно. Это было здорово. И очень серьезно, хотя внешне хмурый, сосредоточенный, Васильев – чувствует смешное, и в спектаклях его было место для юмора и веселья.

Уход его из театра вполне можно объяснить не только внешними обстоятельствами... Как там у Булгакова, в «Кабале святош»? «Немилость короля или черная Кабала?.. Причиной этого явилась судьба». Ему, Васильеву, это ясно, было важно каждый раз что-то открывать, он стал заложником этих поисков «золота». Не каждая жила – золотоносная, с этим он смириться уже не мог. Я не знаю, был ли Васильев на Поварской, примеривался ли уже к возвращению. Недавно я оказался в этом подвале. Легендарном, где играли... Всё. «Шестерых персонажей в поисках автора», с которых в 87-м началась жизнь театра, все его спектакли по Дюма, Достоевскому... «Диалоги» Платона, «Плач Иеремии», «Амфитрион»...

Подвал сегодня не узнать – даже люди меняются не так стремительно и редко – так страшно. Мне стало страшно, когда я представил себе Васильева, переступающего знакомый порог. И... Разрыв сердца.

Кто-то вспомнит «Серсо» с Филозовым, Петренко, Гребенщиковым, кто-то – «Первый вариант «Вассы Железновой», «Взрослую дочь молодого человека»... Счастлив драматург Виктор Славкин – по двум его пьесам, спасибо Васильеву, вышло два великих спектакля! Василий Иванович Бочкарев, народный артист России, и сегодня носит в своем портфеле несколько статей Васильева из «Театральной жизни», все расчерченные карандашными пометками внимательного читателя. Как когда-то после разгрома Театра Мейерхольда, и в этот раз актеры Васильева – Бочкарев и Людмила Полякова – нашли приют в Малом театре. Как интересно и затейливо порой повторяются театральные сюжеты.

На сайте «Школы драматического искусство» – цитата Мастера: «Я понял, что театр делает неверно, когда берет пьесу, распределяет актеров и выпускает спектакль. Надо брать темы и выдумывать множество никому не нужных работ, а внутри этих сочинений, или репетиций на тему, искать единственный вариант будущего представления. И когда театр научится не жалеть потерянного времени и, подобно художнику в мастерской, привыкнет к образам не для любителей салонов и выставок, – можно будет как-то надеяться на живые вещи. Иначе что же мы имеем – лишь застывшие философии в застывших формах».

И все ясно, какие тут еще нужны слова?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1028
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
840
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1001
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
675

Другие новости