0
2113
Газета Дипкурьер Интернет-версия

12.11.2007 00:00:00

Москва и Дели в состоянии искусственной пассивности

Тэги: россия, индия, торговля, сотрудничество


россия, индия, торговля, сотрудничество Владимир Путин и Манмохан Сингх знают, как придать импульс российско-индийским отношениям.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Вчера в Россию прибыл с официальным визитом глава индийского правительства Манмохан Сингх. Во время его переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным и другими российскими официальными лицами будут обсуждаться актуальные вопросы двусторонних отношений и проблемы международной политики.

Ожидается также, что будет пописан ряд документов, направленных на расширение экономического, научного и военно-технического сотрудничества. Вместе с тем визит индийского премьера призван рассеять опасения российского руководства в связи с попытками США втянуть Индию в орбиту своей стратегии в Азии и на Ближнем Востоке.

Дрейф в сторону Америки?

В годы холодной войны Индия была если не союзником Москвы, то, во всяком случае, ее близким партнером, опиравшимся на экономическую и военную помощь Советского Союза. Вашингтон же делал ставку в Южной Азии на Пакистан, традиционного соперника Индии. Американский истеблишмент продолжал испытывать чувство недоверия к Дели даже после развала СССР. И только при президентах Билле Клинтоне, а затем Джордже Буше США коренным образом пересмотрели свой курс, что нашло выражение в сделке по мирному использованию ядерной энергии, заключенной два года назад. Вслед за этой сделкой (так называемым «соглашением 123») последовали договоренности о поставках Индии на более чем миллиард долларов военно-транспортных самолетов С-130, а также большого корабля для ВМФ.

Неудивительно, что в Индии, как и за океаном, ряд обозревателей заговорили о переориентации внешней политики Индии на США и ослаблении уз с Россией. М.К.Бадракумар, в прошлом посол Индии в Узбекистане и Турции, утверждает: «Москва задается вопросом: не встала ли Индия на путь превращения в стратегического союзника США?» По мнению комментатора, российско-индийские «отношения находятся в состоянии искусственной пассивности; экономические отношения находятся в застое; контакты между людьми атрофировались; связи на политическом уровне выдохлись».

Такова оценка бывшего индийского дипломата. Официальные круги ее не разделяют. Министр иностранных дел Индии Пранаб Мукерджи говорит: «Россия занимает совершенно особое, уникальное место во внешней политике страны. Стратегическое партнерство охватывает весь спектр двустороннего сотрудничества».

МИД РФ также подчеркивает позитивный, поступательный характер развития российско-индийских связей. Визит Манмохана Сингха – это не событие, связанное с какими-то чрезвычайными обстоятельствами. Оно предусмотрено графиком ежегодных встреч лидеров обоих государств, которые сверяют часы, обсуждая ключевые международные проблемы и проблемы двусторонних связей.

Это диалог с широкой повесткой дня, которая готовилась министрами и экспертами, прежде всего членами межправительственной комиссии по торговому, экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству и комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

Стремление официальных лиц показать отношения между двумя державами, установленные, кстати, 60 лет назад, в сугубо положительном ключе вполне объяснимо и естественно. Действительно, факт состоит в том, что наши страны никогда не враждовали, их подход к решению самых острых конфликтных ситуаций в мире близок или даже совпадает. Об этом говорил не так давно сам индийский премьер. По его словам, по соседству с Россией и Индией создана крупнейшая инфраструктура террористов и наркоторговцев. Москва и Дели заинтересованы в том, чтобы «контролировать эти опасные силы».

В последние годы Индия испытывает все больший дефицит энергоресурсов. В связи с этим взоры обращаются к России. Министр нефти два года назад заявил, что Россия призвана здесь сыграть такую же роль, какую поставки российского оружия сыграли для Индии в пору существования СССР. Пока что, однако, индийское правительство получило долю в осуществлении нефтегазового проекта «Сахалин-1». Весьма вероятно, что тема обеспечения энергетической безопасности станет предметом обсуждения на проходящем саммите.

Критика вредит делу

С точки зрения Кремля Индия также является важным стратегическим партнером. У нас общие враги – террористические группировки и движения, подобные «Талибану». Москва и Дели поддерживают друг друга, когда возникает угроза территориальной целостности обоих государств. Так было во время войн в Чечне и боев в горах Кашмира между индийской армией и боевиками, проникшими на индийскую территорию из Пакистана в 1999 году.

Причем Индия в отличие от западных держав никогда не критикует Москву за нарушение прав человека. Хотя индийские руководители называют свою страну самой крупной по населению демократией в мире, такие темы, как соблюдение демократических норм, контроль властей над средствами массовой информации, никогда не фигурируют во время двусторонних переговоров на высоком уровне. Такие «мелочи» не должны омрачать атмосферу взаимного доверия, полагают в Дели. Москву это вполне устраивает.

Наконец, Индия не только остается одним из главных покупателей российских вооружений, но превращается в страну, с которой можно прибыльно торговать и куда выгодно вкладывать капиталы. Ее экономика увеличивается на 8–9% в год, иными словами, приближается к китайским темпам роста. Причем если сравнивать две страны, то окажется, что Китай далеко опередил Индию в создании материальной инфраструктуры и рынка труда. Но в таких областях, как банковская система, судопроизводство, СМИ, Индия находится впереди Китая, говорит Шахин Камалудин, аналитик банка ABN Amro.

На первый взгляд Россия успешно закрепляется на гигантском индийском рынке. Не далее как в октябре был подписан меморандум, отражающий заинтересованность Индии в приобретении истребителя пятого поколения, когда он будет создан в России. Ранее в 2007 году стороны договорились образовать СП по производству диоксида титана и других продуктов из титана на территории Индии. Причем этот проект, как и некоторые другие совместные предприятия, будет частично финансироваться в счет долга Индии перед Советским Союзом. Из общей суммы долга на СП предполагается выделить один миллиард долларов.

Стало быть, пессимистическая оценка состояния российско-индийских связей, данная бывшим послом Бадракумаром, полностью лишена оснований? Думается, доля истины в его утверждениях есть. Например, стороны выражают удовлетворение тем, что годовой товарооборот вырос с двух миллиардов долларов до четырех. Ставится задача увеличить его к 2010 году до 10 миллиардов. Но ведь такой объем торговли между двумя государствами (а фактически с учетом обесценения доллара гораздо больший) был достигнут еще в последние годы существования СССР. Так что обеим странам еще предстоит выйти на рекордные показатели конца 80-х годов.

Как быть с нелегалами

Главная причина спада в торговле состоит в том, что прежде она велась на базе согласованных двумя государствами планов. Теперь их должна заменить частная инициатива. А ее-то индийским и российским предпринимателям явно не хватает.

Индийские бизнесмены жалуются на то, что быстро заключить и реализовать контракты в России невозможно из-за трудностей с получением виз в нашу страну. Российская сторона отвечает, что оформление виз значительно ускорилось бы, если заключить соглашение о реадмиссии нелегальных иммигрантов или лиц, прибывающих из Индии в Россию ради того, чтобы перебраться незаконным путем в страны ЕС. Отсутствие такой договоренности служит и тормозом для развития туризма и контактов между простыми людьми.

Словом, нерешенных проблем хватает. Впрочем, одной из главных загадок саммита остается договоренность о мирном атоме. Валентин Соболев, исполняющий обязанности секретаря Совета безопасности России, находясь в октябре в Дели, сказал журналистам, что есть надежда на подписание во время визита индийского премьера в Москву документов о строительстве в Индии четырех новых реакторов для АЭС в Куданкуламе (штат Тамилнад).

Напомним, что с участием России в Куданкуламе уже идет строительство двух реакторов. Теперь речь идет о том, чтобы дополнить проект еще четырьмя энергоблоками. В принципе Дели дал на него добро. Но загвоздка в том, что индийская атомная энергетика стала заложницей острого внутриполитического конфликта. Борьба развертывается вокруг «соглашения 123» с США.

Как уже писала «НГ», две коммунистические партии, союзники правящей коалиции, отвергают «соглашение 123», доказывая, что оно поставит Индию в зависимость от Америки. Свои возражения выдвинула и Бхаратия Джаната парти, главная оппозиционная сила в парламенте. В результате, чтобы избежать роспуска парламента и досрочных выборов, правительство Манмохана Сингха было вынуждено отложить осуществление сделки с США.

Но, как указывает бывший глава комиссии по атомной энергии М.Р.Сринивасан, она предусматривает, что Индия должна дать соответствующие гарантии Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). Без таких гарантий Индия не сможет получать технологии не только из США, но и из России, Франции и других стран.

Ситуация складывается парадоксальная. Прогресс в развитии российско-индийского сотрудничества зависит от того, сумеет ли правительство в Дели убедить своих союзников и оппонентов, что «соглашение 123» не лишит Индию свободы действий в сфере обороны или внешней политики. Возможно, договоренность с Москвой очень помогла бы в такой момент Манмохану Сингху.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
257
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
246
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
365
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
260

Другие новости