0
22977
Газета Дипкурьер Печатная версия

28.05.2018 00:01:00

Россия должна заявить о себе как о стране-миротворце

Почему Москва самоустраняется от участия в миссиях ООН

Сергей Лавров

Об авторе: Сергей Вадимович Лавров – президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН.

Тэги: оон, миротворчество, операции, география, россия


оон, миротворчество, операции, география, россия Российский (слева) и канадский военные наблюдатели ООН на Синае, 1982 год. Фото автора

Одним из важных аспектов деятельности ООН является миротворчество. В 1948 году был учрежден Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) на Ближнем Востоке, положив начало миротворческой деятельности организации. В этом году 29 мая все прогрессивное человечество будет отмечать и 70-летие миротворческих операций.

За этот период ООН провела 71 операцию по поддержанию мира (ОПМ). Под ее флагом прошли службу более 1 млн мужчин и женщин. Сегодня ООН проводит 14 операций по поддержанию мира на четырех континентах. В ОПМ задействованы три основных компонента: международные миротворческие силы (военный контингент), военные наблюдатели (теперь их еще называют военными экспертами) и гражданские полицейские. Для работы также привлекаются гражданские служащие. Всего в настоящее время задействовано более 100 тыс. военнослужащих (в составе международных миротворческих сил и в качестве военных наблюдателей-экспертов), полицейских и гражданских сотрудников из 125 стран.

За 70 лет в миссии ООН было направлено: военных наблюдателей – 1316 (из них 138 женщин), офицеров штаба – 1918 (164), полицейских – 10 679 (1146), военнослужащих в составе контингентов – 77 145 (2880). Итого – 91 050 (4335 женщин). За это время погибли 3718 участников миротворческих миссий ООН.

Военных наблюдателей ООН называют голубыми беретами. В отличие от них военный контингент, принимающий участие в миротворческих операциях, называют голубыми касками. Голубые береты – это военные дипломаты в звании от капитана до подполковника, «глаза и уши ООН». Они несут службу без оружия.

Голубые каски имеют легкое вооружение, которое они могут применять только для защиты местного населения и в целях самообороны. Необходимо подчеркнуть, что миротворческие силы не предназначены для ведения боевых действий при проведении операций по поддержанию мира. А вот при проведении операций по принуждению к миру они могут располагать тяжелым вооружением, и ведение боевых действий в этом случае предусматривается мандатом ООН.

Своих миротворческих сил на постоянной основе ООН не имеет. При принятии решения о начале миротворческой операции 125 странам – членам ООН предлагается направить свои военные контингенты в состав международных миротворческих сил. Под военным контингентом понимаются обычные военные части и подразделения, личный состав которых, как правило, проходит службу в своих странах по спецпрограмме миротворчества.

Миротворчество ООН постоянно эволюционирует. Если основной задачей первых миссий было наблюдение за выполнением условий перемирия, то современные ОПМ стали многофункциональными. В их задачи теперь входят защита гражданских лиц, разоружение бывших участников боевых действий, защита прав человека, обеспечение верховенства права, содействие проведению свободных и справедливых выборов, гуманитарное разминирование и др.

В 1988 году Силам ООН по поддержанию мира была присуждена Нобелевская премия мира. Но несмотря на масштабы миротворческих операций, их бюджет составляет менее 0,5% от общемировых военных расходов.

Вклад в миротворчество ООН вносит и Россия, несмотря на то, что мы отстаем от мирового сообщества как в теории, так и в практике миротворчества на 25 лет. Церемония вручения первой группе советских офицеров голубых беретов и шарфов – обязательных атрибутов формы одежды военнослужащих ООН – состоялась только 25 ноября 1973 года в Каире.

С апреля 1992 года в истории миротворческой деятельности России начался новый этап: она стала участвовать в операциях в качестве голубых касок. Хотя в настоящее время Россия не направляет свои военные контингенты для участия в миротворческих операциях ООН. В результате, по данным на март 2018 года, Россия занимает 66-е место по количеству поставляемых контингентов и 7-е – по количеству военных экспертов миротворческих операций.

В марте Россия направила в девять миссий 84 миротворцев. Из них 39 – полицейские, 40 – военные наблюдатели, 5 – офицеры штаба.

География российского миротворчества ООН следующая. 

Военный компонент (5 миссий – 40 наблюдателей и 5 офицеров штаба):

– Западная Сахара – 14 наблюдателей, в том числе 1 женщина;

– Конго – 17 наблюдателей 

(1 женщина) и 1 офицер штаба;

– район Абьей в Южном Судане – 1 наблюдатель;

– Южный Судан – 3 наблюдателя и 4 офицера штаба;

– Ближний Восток – 5 наблюдателей (в том числе 2 женщины). В Дамаске на должность старшего офицера связи взаимодействия назначена женщина-подполковник. Это пока высший пост в российском миротворчестве ООН.

Полицейский компонент (6 миссий – 39 человек): Гаити – 6; Кипр – 6 (4 женщины и 2 мужчин); Конго – 3; Косово – 2; Южный Судан – 21; Колумбия – 1 (политическая миссия).

Международное сообщество с каждым годом уделяет миротворчеству все больше внимания. Тогда как вклад России, наоборот, уменьшается. Если в конце 1995 года в различных миротворческих миссиях был задействован 1341 российский военнослужащий и 113 военных наблюдателей, то ныне – всего 45 военных наблюдателей и офицеров штаба и 39 гражданских полицейских.

Межрегиональная общественная организация ветеранов миротворческих миссий ООН проанализировала состояние российского миротворчества и составила «дорожную карту» для исправления ситуации. Вот основные тезисы документа: 

1. Самоустранение РФ от предоставления воинских контингентов для участия в миротворческих миссиях ООН. Их участие прекращено с апреля 2012 года, после вывода авиагруппы из Миссии ООН в Южном Судане. Это негативным образом сказывается не только на получении российскими военнослужащими реального миротворческого опыта, но и на возможности России влиять на разрешение кризисных ситуаций в различных регионах, активно отстаивать свою точку зрения на текущие международные проблемы, определять будущую систему мироустройства. В этой связи рекомендовано возобновить участие российского военного контингента в составе международных миротворческих сил ООН.

2.  Критически низкое представительство российских военных экспертов (наблюдателей) в миссиях ООН. Рекомендация: увеличить их представительство, что повысит вес России в категории миротворчества.

3. Отсутствие у российских ветеранов миротворческих миссий (операций) ООН какого-либо официального статуса независимо от характера их функций. Это нивелирует престиж такой деятельности, что не способствует целенаправленному профессиональному развитию военнослужащих, не создает благоприятных условий карьерного роста в отличие от участников боевых действий или чернобыльцев, а наоборот – практически прекращает возможность дальнейшего роста действующих офицеров даже при высоком уровне профессиональных компетенций. Рекомендации: утвердить статус «Участник миротворческой операции» (ветеран-миротворец) на законодательном уровне.

4. Отсутствие межведомственного органа, координирующего деятельность всех государственных и общественных структур, занимающихся миротворчеством. Рекомендации: создать орган, который будет отслеживать тенденции в развитии теории и практики миротворчества и своевременно готовить предложения руководству страны для принятия управленческих решений.

5. Отсутствие в РФ документа «Национальная концепция миротворческой деятельности», который имеют большинство стран ООН. Это не позволяет РФ вести целенаправленную политику по данному направлению, усиливая позиции как государства – основателя ООН и постоянного члена Совета Безопасности. РФ должна иметь право громко заявлять о себе как о стране-миротворце. Рекомендации: разработать и утвердить доктринальный документ, касающийся миротворческой деятельности.

6. Критически низкий уровень престижа данного вида деятельности среди офицеров ВС РФ ввиду высоких требований к уровню подготовки на фоне отсутствия надлежащего статуса у участников миротворческих операций. По сути, в Минобороны РФ подготовка специалистов данного профиля является лишней головной болью для военно-учебного научного центра сухопутных войск и никому, кроме самих будущих наблюдателей, не нужна. Рекомендации: разработать новую систему подготовки военных и полицейских специалистов ООН на межведомственном уровне, передав приоритет в принятии ключевых решений МИДу, сохранив при этом подготовку по направлениям МО и МВД РФ.

7. Фактическое отсутствие престижа российского курса по подготовке специалистов миротворческого профиля на международном уровне. Рекомендации: восстановить престиж путем привлечения большего числа иностранных военнослужащих на обучение в РФ. Обязательным условием должно являться создание постоянного штата специалистов, ведущих подготовку по данному профилю, и минимизация административно-командной «прослойки» между курсом и заинтересованными министерствами и ведомствами РФ.

8. Полное отсутствие направления представителей МО РФ из числа высшего командного состава на руководящие должности в миссиях (операциях) ООН. Целенаправленная подготовка молодых специалистов для последующего направления от МО РФ элементарно не ведется, а действующие генералы не в состоянии приобрести необходимый уровень лингвистических навыков. Решение данного вопроса в положительную сторону изменит имидж российского офицера и генерала на международном уровне. Рекомендации: детально проработать этот вопрос, в корне изменив подход к нему.

Обращение по случаю Международного дня миротворцев Организации Объединенных Наций

29 мая 1948 года Совет Безопасности Организации Объединенных Наций санкционировал учреждение первой миротворческой операции – Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке. 

По случаю 70-й годовщины этого события мы выражаем нашу благодарность более миллиону мужчин и женщин, которые служили и служат под флагом ООН во имя спасения жизни многих и многих людей. 

Мы чтим память более 3700 голубых касок, которые погибли, выполняя свой долг. 

Мы воздаем должное персоналу 14 миссий, который неустанно работает ради защиты людей и укрепления дела мира. 

В этом году я проведу Международный день миротворцев ООН в Мали в знак выражения моей солидарности с нашими сотрудниками, которые несут большие потери, работая в чрезвычайно неустойчивой обстановке. 

Признавая примеры самоотверженного служения долгу в самых разных странах мира, я твердо намерен принять меры в поддержку миротворческой деятельности – меры, направленные на то, чтобы сделать наши операции, осуществляемые в сложных условиях сегодняшнего дня, более безопасными и эффективными. 

Мы также привержены тому, чтобы повысить ту важную роль наших сил, которую они должны играть в деле поощрения прав человека и в борьбе с сексуальной эксплуатацией и сексуальными надругательствами. 

Миротворческая деятельность ООН – это надежная инвестиция в мир, безопасность и процветание во всем мире. 

Давайте вместе обязуемся сделать все, что в наших силах, для того чтобы эта миссия увенчалась успехом. 

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия опустилась в глобальном рейтинге человеческого развития

Россия опустилась в глобальном рейтинге человеческого развития

Михаил Сергеев

Минздрав фиксирует более высокую продолжительность жизни в РФ, чем считают в ООН

0
9170
Региональная политика 11-14 марта в зеркале Telegram

Региональная политика 11-14 марта в зеркале Telegram

0
1130
В ожидании 30-х годов ХХI века

В ожидании 30-х годов ХХI века

Виктор Лось

Цели устойчивого развития и специфика планетарного взаимодействия

0
5181
Агентству ООН не оставляют места в секторе Газа

Агентству ООН не оставляют места в секторе Газа

Наталья Филиппова

Нетаньяху намерен способствовать закрытию БАПОР

0
2376

Другие новости