0
1132
Газета Культура Печатная версия

07.02.2003

Поэзия первична

Тэги: исаева, драматург, премия триумф

Елена Исаева - драматург, поэт, занимающий даже какой-то официальный пост в Союзе писателей Москвы. В конце января Исаева, среди других, получила молодежный грант премии "Триумф". Ее пьесы идут в московских театрах, стихи издаются.

- Как вы относитесь к тому, что вам дали молодежную премию "Триумф"?

- Я отношусь с радостью. Тем более что много премий не бывает. Я еще нахожусь в более выигрышном положении: пишу и стихи, и пьесы. А "чистым" драматургам сложнее, потому что в театральных премиях драматургических номинаций нет, в литературных - тоже┘ Был Антибукер, но теперь все. Единственная премия, которую могут получить драматурги, это, кажется, "Дебют", но она рассчитана на людей не старше 25-летнего возраста.

- Вы сразу являетесь и поэтом, и драматургом. Кем все-таки вы сами себя считаете в первую очередь?

- Если быть последовательной, то стихи я стала писать гораздо раньше, чем пьесы.

- А если не быть последовательной?

- Все равно поэзия - первична. И в хорошей прозе, и в хорошей драме - всегда присутствует поэзия.

- Но премию вам дали за поэзию или за драматургию?

- Премию дали мне за то, какая я есть!

- И все-таки о стихах┘ В Литинституте на семинаре по женской поэзии разбирают и ваши. Вы считаетесь одной из воспевательниц несчастной любви. Именно несчастной! Вас не упрекали в игре на одной струне?

- Да, действительно, всем лучше запоминаются почему-то те мои стихи, где я пишу о неразделенных чувствах┘ И не только в Литинституте┘ Знаю, что в ГИТИСе уже неоднократно такие мои стихи читались на вступительных экзаменах и на занятиях по кафедре "Сценическая речь". Но разве это плохо? И разве плохо, что со стороны меня видят такой? Это не может тяготить. Это - данность! Ведь когда все хорошо, - стихи не пишутся. Пишутся, когда все плохо. Отсюда и любовь - несчастная.

- Тогда про драматургию┘ Почему во всех ваших пьесах главные героини - женщины? Про них писать легче?

- Для меня, как автора, женщина гораздо интереснее мужчины.

- Почему?

- Потому что любая пьеса предполагает экстремальные обстоятельства. Мужчина обязан быть героем по своей сути. В этом ничего странного нет. Для женщины это необычно. Если героиня будет женщиной - это интересней.

- Какие постановки своих пьес вы считаете наиболее удачными?

- Самую первую - "Абрикосовый рай, или Сказка о женской дружбе", которая шла в Дебют-центре при Доме актера (в постановке Вадима Данцигера), "Юдифь" - в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина (тоже - Данцигер), потому что это трагедия в стихах, а в стихах никто ставить не брался, даже не читая. "Инфернальную комедию", которая идет там же. И, конечно, - "Первый мужчина" (режиссер - Александр Великовский), которая идет в недавно открывшемся "Театре.doc", то есть документальной драме. Эта пьеса сделана на основе интервью с реальными женщинами, истории которых приводят в состояние шока┘ Кстати, одна из трех актрис, занятых в спектакле, - тоже лауреатка молодежного "Триумфа" 2002 года - моя тезка Елена Морозова.

- Пожалуйста, назовите вашу самую недавнюю работу в театре?

- Оперетта "Последний концерт" для Магаданского театра оперетты. Там готовятся отмечать юбилей Вадима Козина. И спектакль будет посвящен его памяти. Музыку написал Александр Журбин. Либретто - замечательный остроумный интеллигентнейший Михаил Бартенев, звезда нашей детской драматургии, и я. Очень радостно было работать в такой компании. Много стилизованных песен - под лагерные, под трудовые, народные. Я давно мечтала написать оперетту. "Сильва", "Фиалка Монмартра", "Марица" - все эти мелодии обожаю с детства. Жаль, что сейчас входят в моду исключительно мюзиклы. Ведь по всей стране огромное количество театров оперетты, которые "тянут" классический репертуар, а нового нет.

- И все же вернемся к основной теме беседы, к вашей награде. Что вы ответите на это: "Посредственностей надо поощрять, тогда из них, может, что-нибудь получится. А ты - гений. Гениям нельзя давать волю. Гении должны творить в безнадежности". Между прочим, вас цитирую. Пьеса "Счастливый Моцарт".

- Во-первых, вы игнорируете тот момент, что это говорит красивая хладнокровная к гению (Моцарту) женщина (Алоизия), которая просто находит остроумный предлог, чтобы и отказать ему в любви. Во-вторых, я вовсе не гений. Но считаю, что у любого творческого человека должно быть гармоническое соотношение побед - внутренних и внешних. Внутренние победы - это когда человек сам понимает, что сделал что-то такое, чем очень доволен. А внешние - когда это понимают другие. Если победы только внешние - это самообман или просто обман. Если победы только внутренние, это может привести к различным комплексам. Поэтому хорошо бы, чтобы поощрений было столько, сколько художнику нужно для плодотворной работы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лаборатория молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция» обратится к детям

Лаборатория молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция» обратится к детям

0
3818
Пьесы на все вкусы

Пьесы на все вкусы

Вера Внукова

Пасадобль на «ЛитоДраме»

0
875
Вышел в свет двухтомник «Гремина и Угаров. Пьесы и тексты»

Вышел в свет двухтомник «Гремина и Угаров. Пьесы и тексты»

Елизавета Авдошина

Издательство «Новое литературное обозрение» при содействии фестиваля «Золотая Маска» издало сборник произведений основателей Театра.doc

0
1203
При Министерстве культуры может появиться Совет по современной драматургии

При Министерстве культуры может появиться Совет по современной драматургии

0
1162

Другие новости

Загрузка...
24smi.org