0
2347
Газета Культура Интернет-версия

15.10.2004 00:00:00

Трудная музыка господина Юровского

Тэги: юрский, рно


Молодой дирижер русского происхождения Владимир Юровский (32 года, "кудри черные до плеч" и прочие признаки романтической внешности) играть с РНО приезжает уже в третий раз – всегда раз в год и всегда в октябре. Юровский – крутая фигура в международном оперном раскладе. Кульминацией его достижений стали дебюты в "Метрополитен-опере" с "Риголетто", "Енуфой", "Онегиным" и "Пиковой" и назначение музыкальным директором Глайндбурнского оперного фестиваля, а параллельно – главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического оркестра. В России широкая публика его почти не знает, хотя профи сразу же дружно оценили его углубленно медитативное проникновение в недра музыки, умение слышать тишину и держать паузу за горло.

Владимир рос в семье, что называется, с традициями, где в привычный круг общения входили Шостакович, Ойстрах и такие же персоны. Прадед был дирижером, дед – Владимир Юровский – известным композитором, автором долго шедшего в Большом балета "Алые паруса". Отец – Михаил Юровский – известный дирижер, много лет проработавший в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко (где большей частью ставил всякие редкости), также был инициатором мировой премьеры оперы Слонимского "Мастер и Маргарита". В начале 90-х семья переехала в Германию. Среди причин, побудивших ее к отъезду, – противодействие, которое глава семьи как еврей встретил в лице советских властей (Министерства культуры) при назначении в 1988-м нового главного дирижера в Музыкальный театр. В 1990-м Владимир оканчивает училище при Московской консерватории (теоретическое отделение), в том же году поступает в Высшую музыкальную школу в Дрездене, затем продолжает учебу в Берлине в Высшей музыкальной школе имени Ганса Эйслера. Работал ассистентом в Дрезденской опере и у своего отца (продолжившего в Германии успешную дирижерскую карьеру у Гарри Купфера в "Комише опер" и в берлинской "Дойче опер"). Первой оперной "ласточкой" Юровского-младшего, принесшей мировой резонанс, оказалась "Майская ночь" Римского-Корсакова на Вэксфордском фестивале в Ирландии (1995) – пресса сравнивала Юровского чуть ли не с юным Карлосом Клейбером. Ему действительно повезло в том смысле, что время дирижеров-старцев осталось в прошлом, и 20-летнему поколению позволили взять первые роли. Сегодня Юровский не без оснований претендует на то, чтобы, подобно всем большим дирижерам (от Тосканини до Аббадо), называться настоящим универсалом без границ между оперой и другими жанрами музыки (как тут не вспомнить его глайндбурнскую "Летучую мышь", а по контрасту – сложные московские программы от Пярта до Адамса, в которых он не ищет легких путей к народной любви).

РНО дает Юровскому полный карт-бланш в составлении программ, и он им пользуется на все сто как просветитель по призванию. Со стороны Юровскому ясно, что на его родине совсем не играется новая русская музыка, тем более музыка огромного постсоветского пространства, и использовать свои редкие приезды в Россию, чтобы мусолить популярную классику, он ни за что не станет. Поступок нынешнего концерта – включение в программу "трудной" музыки украинца Валентина Сильвестрова, после всех искусов экстремального авангарда открывшего самую главную красоту в простоте. Именно красотой кантилены, мелодикой первейшего качества, свежестью дыхания и другими неоромантическими ценностями запала в душу "Постлюдия", написанная в 1984 году. По форме это небольшой фортепианный концерт в трех частях (авторское определение – симфоническая поэма для фортепиано с оркестром), по сути (и по словам самого композитора) – некое состояние культуры, когда на смену формам, отражающим жизнь, приходят формы, комментирующие ее. Со вкусом, знанием и умением исполнил свое дело солист Алексей Любимов, известный поборник старинной и современной музыки. Вместе с Юровским они дали впечатляющий рентгеновский снимок постлюдийности с ее маниакальными всплесками, ровным высоким парением и депрессивными затиханиями.

Остальная часть музыки – Дивертисмент из балета "Поцелуй феи" Стравинского-Чайковского и Третья сюита Чайковского – перекликалась с излюбленной дирижером темой танца, но на фоне откровений Сильвестрова, увы, выглядела чем-то утилитарно-прикладным. Да и публика, расхлябанно-несобранная во время этих вещей, никак не давалась в руки Юровскому, устроив к тому же самый настоящий филиал туберкулезного диспансера на выезде.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Представители малых партий и самовыдвиженцы создадут впечатление высокой конкуренции

0
935
Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Ольга Камарго

70 лет Карлсону, 80 лет Пеппи Длинныйчулок, 105 – переводчице Лилианне Лунгиной

0
1198
Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Анастасия Башкатова

Ключевым направлением для государства стало строительство ведомственных дата-центров

0
1033
Пять книг недели

Пять книг недели

0
378

Другие новости