0
1880
Газета Культура Печатная версия

29.01.2018 00:01:00

Ирина Апексимова стала Червивой Королевой

В Театре на Таганке необычно отметили 80-летие Владимира Высоцкого

Тэги: таганка, юбилей, владимир высоцкий, премьера

Полная On-Line версия

таганка, юбилей, владимир высоцкий, премьера Слева направо: три ипостаси Алисы, Королева (Ирина Апексимова) и два ушастых. Фото Иры Полярной

Для Театра на Таганке сезон выдался трудным – осенью здесь праздновали 100-летие со дня рождения основателя Юрия Любимова. Подарок театра к юбилею Любимова теперь можно видеть каждый день, правда, почему-то только перед началом спектакля. Оцифрованные «письмена», знаменитые автографы со стен кабинета Любимова гуляют по фойе многомерным слайд-шоу. Споров было множество (см. «НГ» от 02.10.17), они продолжаются до сих пор. Ведь дело не только в том, стоило ли создавать настоящий музей режиссера, но и в том, как сегодня жить театру и какое развитие предлагает ему нынешний руководитель – директор Ирина Апексимова. Закончена реставрация: внутренние интерьеры, зрительские зоны действительно достойно обновлены. Мюзикл «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», вокруг которого разгорелась нешуточная дискуссия об уместности посвящения ее памяти Любимова, номинирован на «Золотую маску». В день 80-летия Владимира Высоцкого Театр на Таганке представил свою лучшую премьеру сезона – «Беги, Алиса, беги».

Как говорит Апексимова, пластинку «Алиса в Стране чудес» (1976 года), озвученную Высоцким, ей подарил рабочий сцены, и два года она нетронутая лежала на подоконнике. И вот – идея. Идея действительно оригинальная – мюзикл по неочевидному наследию поэта и музыканта, тем более в постановке, как анонсирует театр, «dream team». Пьесу «Беги, Алиса, беги» по мотивам книги Кэролла написал Валерий Печейкин, костюмы (около 60 изобретательных эскизов) и сценографию придумала Мария Трегубова, новую музыку на стихи Высоцкого – композитор Иван Кушнир, пластику и танцы поставил хореограф Владимир Варнава, режиссура Максима Диденко. Иными словами, все лучшее сразу.

На предпремьерный показ тоже собралась пол театральной Москвы: Департамент культуры в лице Натальи Дрожниковой, лично вручившей на поклонах букет директору Таганки, Юрий Грымов, Иосиф Райхельгауз, Алексей Франдетти, Олег Меньшиков. Кстати, следующая постановка Диденко – в Театре им. Ермоловой по роману Глуховского… Режиссер буквально нарасхват. На вопрос о том, кто для него Любимов и Высоцкий, Диденко отвечает, что Высоцкий – Геракл, а Любимов – Бог. «А с Богом какой диалог? Божественный!»

«Суд идет, всем встать!» – кричит Мартовский заяц (Дмитрий Высоцкий), похожий на советскую плюшевую игрушку, и убегает за красный занавес, где получает звонкую оплеуху за то, что поднял не всех присяжных-зрителей в зале. Его антипод – Белый кролик (Никита Лучихин), таких же гигантских размеров, только с черным маузером и рок-гитарой наперевес, посланник Королевы Червей. Игру в черную и белую ипостась Диденко опробовал еще в «Десяти днях, которые потрясли мир», где Николай II раздваивался на светлый образ и темного двойника – мертвеца. То же происходит и с Алисой. Их трое в одинаковых аккуратненьких платьицах: маленькая Алиса-1 (ее исполняет юная Настя Мутигуллина), настоящая Алиса-2 (Дарья Авратинская) и большая Алиса-3 (Екатерина Рябушинская). И им противостоит Алиса Ночи (Александра Басова) – воплощенное зло, зомби. В этом, собственно, и заключается новизна коллизии сказки нашего времени – про добро и зло из мира поту- и посюстороннего.

Печейкин пишет злободневную историю, сохраняя флер остроумного абсурдизма, добавляя черного юмора. Из Страны чудес, где «добро и зло, как и везде встречаются/ Но только здесь они живут на разных берегах…/ Здесь бегают фантазии на тоненьких ногах», как пел Высоцкий, Алиса прямиком из камеры заключения, науськанная Белым кроликом, а тот, в свою очередь, властолюбивой Королевой (Ирина Апексимова), ищет спасение от бессмысленного суда в выходе во внешний мир.

Судьба Высоцкого, и не только его (драматург подразумевает новостную повестку «театральных арестов»), присутствует между строк: как скоротать время в ожидании суда? Петь. Петь, даже когда лезвие вошло под кожу. В тюремной камере с Мартовским зайцем Алиса говорит о свободе, о том, что мы добровольно идем на казнь и не видим, что в закрытой камере сидим с открытой дверью. Как объясняет Алисе Шляпник (Сергей Ушаков), писатель творит Здесь, в свободной Стране чудес, а живет Там и все всем объясняет, ведь во внешнем мире никто ничего не понимает. Чешир (Александр Метелкин) уже не улыбается своей знаменитой улыбкой – ведь радоваться давно нечему. А синяя Гусеница (Екатерина Варкова) теперь приобрела документы на кальян и «фантастическое бытие». Все они благословляют Алису бежать и мчаться вместе с ней, но попадают в очередную западню.

В новую вотчину Червивой Королевы (за ней, как тень, ходит Алиса Ночи – ведь власть у тех, кто стоит сзади) – современную Россию, суровую, холодную и мрачную, где власть вечно монархическая, не важно, под каким соусом, и способна издавать указы исключительно о запретах всего и вся, «вы чучела и псы», «страх – это главное, что придумали люди, чтобы выжить». На заднике мелькают иронические плакаты «Монстраций» (видеохудожник – Илья Старилов); горстка народа в рыжих спецовках и дворницких шапках-ушанках теряет последние права на свободу, равенство, братство. Параллельно мы узнаем от тучных, головы в тучах-облаках, родителей Алисы (Константин Любимов и Мария Матвеева), что они отправили ее по обмену в Англию, за телевизор, а теперь вот ребенок пропал… В какой-то момент события миксуются, сюжет буксует и кажется, драматургу уже сложно вырулить на прозрачный финал. Но счастливый конец все же случается: выходит Автор с кукольной головой Высоцкого и голосом его сына (Никиты Высоцкого) рассказывает Алисе, что она победила, потому что он стоял за ней и за нее. Ведь каждый что-то делает для другого. Ест, спит, читает…

У каждого персонажа – своя «ария» на стихи Высоцкого, положенная на электронную музыку с включением живого струнного оркестра (виолончель и три скрипки; музыканты сидят по краям сцены), а танцы «кордебалета» хоть и иллюстративного характера, но поставлены лаконично и броско, так, что создают яркий зрелищный фон. Мировоззрением Диденко всегда либо заражаешься, либо читаешь каждую новую работу как продолжение предыдущей и тогда, бывает, несколько утомляешься. Но вот что главное – впервые за несколько лет труппа нынешней Таганки показала себя как коллектив, готовый к мультижанровой постановке, сработавший на одном дыхании; были заметны все – и на первых и на последних ролях, впрочем, у всех была своя звездная минутка. А смелый ход отдать роль Королевы Апексимовой явно оправдался и творчески и, как говорится, стратегически, обыграв ее статус и жизненный образ. Да и «конфликт интересов» в том, что ее дочь Дарья Авратинская исполнила заглавную партию, тоже усмотреть не удастся. Балетное прошлое дает о себе знать – актриса наиболее профессионально исполняет сложную пластическую партитуру.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Дворцовый авангард

Дворцовый авангард

Елизавета Авдошина

<p>Петербургский театральный музей отмечает 110-летний юбилей </p>

0
221
Не просто Мария

Не просто Мария

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит документальный фильм про оперную диву Каллас

0
1237
Геннадий Хазанов не спустил курок

Геннадий Хазанов не спустил курок

Елизавета Авдошина

Вахтанговский театр открывает 98-й сезон темой Холокоста

0
1127
Гаспар Ноэ: Пьяные люди не способны заниматься сексом

Гаспар Ноэ: Пьяные люди не способны заниматься сексом

Наталия Григорьева

Режиссер рассказал "НГ", почему его фильм "Экстаз", где все принимают наркотики, не про наркотики

0
2341

Другие новости

Загрузка...
24smi.org