0
6971
Газета Культура Печатная версия

29.01.2018 00:01:00

Ирина Апексимова стала Червивой Королевой

В Театре на Таганке необычно отметили 80-летие Владимира Высоцкого

Тэги: таганка, юбилей, владимир высоцкий, премьера

Полная On-Line версия

таганка, юбилей, владимир высоцкий, премьера Слева направо: три ипостаси Алисы, Королева (Ирина Апексимова) и два ушастых. Фото Иры Полярной

Для Театра на Таганке сезон выдался трудным – осенью здесь праздновали 100-летие со дня рождения основателя Юрия Любимова. Подарок театра к юбилею Любимова теперь можно видеть каждый день, правда, почему-то только перед началом спектакля. Оцифрованные «письмена», знаменитые автографы со стен кабинета Любимова гуляют по фойе многомерным слайд-шоу. Споров было множество (см. «НГ» от 02.10.17), они продолжаются до сих пор. Ведь дело не только в том, стоило ли создавать настоящий музей режиссера, но и в том, как сегодня жить театру и какое развитие предлагает ему нынешний руководитель – директор Ирина Апексимова. Закончена реставрация: внутренние интерьеры, зрительские зоны действительно достойно обновлены. Мюзикл «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», вокруг которого разгорелась нешуточная дискуссия об уместности посвящения ее памяти Любимова, номинирован на «Золотую маску». В день 80-летия Владимира Высоцкого Театр на Таганке представил свою лучшую премьеру сезона – «Беги, Алиса, беги».

Как говорит Апексимова, пластинку «Алиса в Стране чудес» (1976 года), озвученную Высоцким, ей подарил рабочий сцены, и два года она нетронутая лежала на подоконнике. И вот – идея. Идея действительно оригинальная – мюзикл по неочевидному наследию поэта и музыканта, тем более в постановке, как анонсирует театр, «dream team». Пьесу «Беги, Алиса, беги» по мотивам книги Кэролла написал Валерий Печейкин, костюмы (около 60 изобретательных эскизов) и сценографию придумала Мария Трегубова, новую музыку на стихи Высоцкого – композитор Иван Кушнир, пластику и танцы поставил хореограф Владимир Варнава, режиссура Максима Диденко. Иными словами, все лучшее сразу.

На предпремьерный показ тоже собралась пол театральной Москвы: Департамент культуры в лице Натальи Дрожниковой, лично вручившей на поклонах букет директору Таганки, Юрий Грымов, Иосиф Райхельгауз, Алексей Франдетти, Олег Меньшиков. Кстати, следующая постановка Диденко – в Театре им. Ермоловой по роману Глуховского… Режиссер буквально нарасхват. На вопрос о том, кто для него Любимов и Высоцкий, Диденко отвечает, что Высоцкий – Геракл, а Любимов – Бог. «А с Богом какой диалог? Божественный!»

«Суд идет, всем встать!» – кричит Мартовский заяц (Дмитрий Высоцкий), похожий на советскую плюшевую игрушку, и убегает за красный занавес, где получает звонкую оплеуху за то, что поднял не всех присяжных-зрителей в зале. Его антипод – Белый кролик (Никита Лучихин), таких же гигантских размеров, только с черным маузером и рок-гитарой наперевес, посланник Королевы Червей. Игру в черную и белую ипостась Диденко опробовал еще в «Десяти днях, которые потрясли мир», где Николай II раздваивался на светлый образ и темного двойника – мертвеца. То же происходит и с Алисой. Их трое в одинаковых аккуратненьких платьицах: маленькая Алиса-1 (ее исполняет юная Настя Мутигуллина), настоящая Алиса-2 (Дарья Авратинская) и большая Алиса-3 (Екатерина Рябушинская). И им противостоит Алиса Ночи (Александра Басова) – воплощенное зло, зомби. В этом, собственно, и заключается новизна коллизии сказки нашего времени – про добро и зло из мира поту- и посюстороннего.

Печейкин пишет злободневную историю, сохраняя флер остроумного абсурдизма, добавляя черного юмора. Из Страны чудес, где «добро и зло, как и везде встречаются/ Но только здесь они живут на разных берегах…/ Здесь бегают фантазии на тоненьких ногах», как пел Высоцкий, Алиса прямиком из камеры заключения, науськанная Белым кроликом, а тот, в свою очередь, властолюбивой Королевой (Ирина Апексимова), ищет спасение от бессмысленного суда в выходе во внешний мир.

Судьба Высоцкого, и не только его (драматург подразумевает новостную повестку «театральных арестов»), присутствует между строк: как скоротать время в ожидании суда? Петь. Петь, даже когда лезвие вошло под кожу. В тюремной камере с Мартовским зайцем Алиса говорит о свободе, о том, что мы добровольно идем на казнь и не видим, что в закрытой камере сидим с открытой дверью. Как объясняет Алисе Шляпник (Сергей Ушаков), писатель творит Здесь, в свободной Стране чудес, а живет Там и все всем объясняет, ведь во внешнем мире никто ничего не понимает. Чешир (Александр Метелкин) уже не улыбается своей знаменитой улыбкой – ведь радоваться давно нечему. А синяя Гусеница (Екатерина Варкова) теперь приобрела документы на кальян и «фантастическое бытие». Все они благословляют Алису бежать и мчаться вместе с ней, но попадают в очередную западню.

В новую вотчину Червивой Королевы (за ней, как тень, ходит Алиса Ночи – ведь власть у тех, кто стоит сзади) – современную Россию, суровую, холодную и мрачную, где власть вечно монархическая, не важно, под каким соусом, и способна издавать указы исключительно о запретах всего и вся, «вы чучела и псы», «страх – это главное, что придумали люди, чтобы выжить». На заднике мелькают иронические плакаты «Монстраций» (видеохудожник – Илья Старилов); горстка народа в рыжих спецовках и дворницких шапках-ушанках теряет последние права на свободу, равенство, братство. Параллельно мы узнаем от тучных, головы в тучах-облаках, родителей Алисы (Константин Любимов и Мария Матвеева), что они отправили ее по обмену в Англию, за телевизор, а теперь вот ребенок пропал… В какой-то момент события миксуются, сюжет буксует и кажется, драматургу уже сложно вырулить на прозрачный финал. Но счастливый конец все же случается: выходит Автор с кукольной головой Высоцкого и голосом его сына (Никиты Высоцкого) рассказывает Алисе, что она победила, потому что он стоял за ней и за нее. Ведь каждый что-то делает для другого. Ест, спит, читает…

У каждого персонажа – своя «ария» на стихи Высоцкого, положенная на электронную музыку с включением живого струнного оркестра (виолончель и три скрипки; музыканты сидят по краям сцены), а танцы «кордебалета» хоть и иллюстративного характера, но поставлены лаконично и броско, так, что создают яркий зрелищный фон. Мировоззрением Диденко всегда либо заражаешься, либо читаешь каждую новую работу как продолжение предыдущей и тогда, бывает, несколько утомляешься. Но вот что главное – впервые за несколько лет труппа нынешней Таганки показала себя как коллектив, готовый к мультижанровой постановке, сработавший на одном дыхании; были заметны все – и на первых и на последних ролях, впрочем, у всех была своя звездная минутка. А смелый ход отдать роль Королевы Апексимовой явно оправдался и творчески и, как говорится, стратегически, обыграв ее статус и жизненный образ. Да и «конфликт интересов» в том, что ее дочь Дарья Авратинская исполнила заглавную партию, тоже усмотреть не удастся. Балетное прошлое дает о себе знать – актриса наиболее профессионально исполняет сложную пластическую партитуру.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Илья Дель сыграл участкового-романтика

Илья Дель сыграл участкового-романтика

Ксения Двинская

Театр на Садовой создал мини-сериал о славянской мифологии

0
444
Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Наталия Григорьева

Документальный фильм рассказывает детективную историю Павла Филонова

0
2029
Роман Маякин получает "Право на лево"

Роман Маякин получает "Право на лево"

Наталия Григорьева

Герои комедии пытаются удержаться от измен

0
2958
Живые мертвые. Премьера оперы "Пиковая дама" в Перми

Живые мертвые. Премьера оперы "Пиковая дама" в Перми

Марина Гайкович

0
2723

Другие новости