Аудиторы Счетной палаты (СП) оценили масштабы перерасхода средств на строительство трассы Владивосток – Находка – порт Восточный. Сметы строительства за последние почти 10 лет уже увеличились более чем в 2,2 раза с перспективой дальнейшего удорожания, обращают внимание в СП. При этом еще в 2022 году аудиторы предлагали воздержаться от строительства второго участка трассы в силу сложности участка и дороговизны строительства. Стоимость 1 км прокладки участка они оценивали почти в 3 млрд руб. Эксперты же считают, что экономический эффект от строительства будет складываться за счет снижения логистических издержек, что в перспективе повысит конкурентоспособность дальневосточного экспорта и импорта.
|
|
Новая трасса Владивосток – Находка – порт Восточный должна была стать частью транспортного коридора «Приморье-1». Инфографика пресс-службы администрации Приморского края Увеличить |
Как следует из результатов проверки аудиторов СП, «всего с 2016 года на строительство первого участка автодороги (с 18-го по 40-й км) было направлено 27,3 млрд руб., из них 22,5 млрд руб. – средства федерального бюджета. При этом по состоянию на 1 сентября 2025 года Министерством транспорта Приморского края были приняты и оплачены работы на сумму почти 27 млрд руб. «Проверка показала, что при планировании увеличения стоимости строительства Минтрансом Приморского края были применены некорректные индексы прогнозной инфляции, а также включены компенсации собственных расходов подрядчика, что может привести к необоснованным затратам бюджетных средств в размере около 2 млрд руб.», – приходят к выводу в ведомстве Бориса Ковальчука.
В СП обращают внимание и на задержки строительства. Так, само строительство трассы началось в 2016 году. Изначально сроком реализации был обозначен декабрь 2019 года, однако технический запуск состоялся лишь в июне 2023 года. А сама стоимость строительства первого участка с 2016 года к 1 сентября 2025-го резко увеличилась. «В результате трех корректировок проектной документации, проведенных в 2020–2023 годах и обусловленных оползневыми явлениями на участках автодороги, а также удорожанием цен на строительные ресурсы, сметная стоимость строительства объекта увеличилась в 2,2 раза (с 16,15 млрд до 35,19 млрд руб.). Стоимость выполнения строительно-монтажных работ в рамках контракта увеличилась в 1,6 раза – с 20,67 млрд до 33,75 млрд руб.», – сказано в отчете Счетной палаты. При этом предполагаемая (предельная) стоимость работ, по расчету регионального Министерства транспорта, может превысить 44,8 млрд руб., добавляют аудиторы.
При этом в 2023–2024 годах финансирование строительства трассы из федерального бюджета не велось из-за корректировки проектной документации. А в бюджете Приморского края в эти годы было заложено около 322 млн руб.
Как замечают аудиторы, на 1 сентября этого года техническая готовность участка приблизилась к 80%, хотя еще в ноябре 2023 года она превышала 94%. «Снижение произошло за счет увеличения стоимости строительства в связи с включением в проектную документацию дополнительных объемов строительных работ, направленных на выполнение мероприятий по инженерной защите участков с оползневыми явлениями», – подчеркивается в отчете СП.
В ведомстве Бориса Ковальчука при этом замечают, что средства на строительство второго участка автодороги (с 43-го по 146-й км) в 2023–2028 годах бюджетом Приморского края вообще не были запланированы, федеральная поддержка строительства также не предусмотрена. Единственный исполнитель работ по объекту не определен, проектно-сметная документация не разработана.
Кроме того, Минтрансом Приморского края не было выполнено в установленный срок (15 декабря 2024 года) поручение президента РФ Владимира Путина об организации концессии для строительства автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный. «При этом поиск инвесторов для реализации второго участка дороги ведется Минтрансом Приморского края уже более шести лет», – обращают внимание аудиторы.
«Счетная палата проинформировала об итогах проверки главу государства, а также направила информационное письмо Федеральному дорожному агентству с предложением оптимизировать объем межбюджетных трансфертов Приморскому краю за счет исключения необоснованных затрат по первому участку автодороги. Кроме того, Минтрансу Приморского края направлено представление с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений», – говорит аудитор СП Елена Бойцова.
В частности, поясняется, что региональному министерству предстоит возместить работы на 711 млн руб. «Кроме того, министерству необходимо обеспечить направление требований подрядным организациям об уплате пеней в связи с просрочкой обязательств по государственным контрактам. Федеральному дорожному агентству предложено оптимизировать объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Приморского края за счет исключения необоснованных затрат на общую сумму 2 млрд руб. с учетом предусмотренной доли софинансирования», – следует из заключения СП.
При этом правительство Приморского края ранее рассмотрело три частные концессионные инициативы с предложениями по строительству и эксплуатации дороги Владивосток – Находка – порт Восточный, но не согласилось ни с одной из них. Как сообщается, местные власти отказали из-за того, что региональной программой «Развитие транспортного комплекса Приморского края» не были предусмотрены такие траты. В расходных статьях бюджета на 2024–2027 годы также не предусмотрели средства для заключения и исполнения концессионного соглашения.
Отметим, автомобильная дорога Владивосток – Находка – порт Восточный протяженностью 146 км является ключевым инфраструктурным объектом международного транспортного коридора «Приморье-1», который, согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 года (с перспективой до 2035 года), играет ключевую роль в развитии международных транспортных коридоров на Дальнем Востоке. Трасса должна была связать между собой три порта: Владивосток, Находку и порт Восточный, а также южные районы Приморского края. В 2016 году был открыт первый участок протяженностью 18 км, который идет в обход Артема, в июне 2023 года состоялся технический пуск комплекса протяженностью 14 км, обеспечивающий проезд в обход поселков Штыково и Шкотово. Обход Большого Камня планировалось построить на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).
При этом еще в 2022 году Счетная палата выступала против строительства второго участка автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный, предлагая реконструировать действующую трассу А188 Артем – Находка – порт Восточный.
«Оползни на склонах достигают 10 км в длину, и таких участков много. Проектируемая трасса пересекает 112 водотоков (реки, ручьи, протоки), через которые потребуется возвести как минимум 112 искусственных сооружений. Учитывая предварительную стоимость, а это 309 млрд руб., и протяженность участка (104 км), средняя цена 1 км составляет примерно 2,8 млрд руб.», – сообщал аудитор СП Валерий Богомолов.
«С учетом уже имеющегося негативного опыта оползневых процессов при строительстве первого участка автотрассы (с 18-го по 40-й км) мы предложили правительству РФ и губернатору Приморского края рассмотреть вопрос о реконструкции действующей трассы Артем – Находка – порт Восточный» взамен нового строительства», – указывал он.
В качестве дополнительных аргументов для отказа от строительства второго участка Счетная палата тогда также приводила длительный поиск инвесторов (свыше двух лет) и несущественное влияние новой автотрассы на транзит грузов по территории России. «Фактически 100% поставок угля, леса и других грузов в терминалы портов Находка и Восточный осуществляются железнодорожным и морским транспортом, а сырой нефти – по трубопроводу. Экспорт сырья, а также импорт товаров из соседних стран проходит преимущественно морским путем. Автомобильный транспорт для ввоза и вывоза грузов используют только 8 компаний, имеющих малый грузооборот в течение года. Таким образом, строительство объектов автодороги имеет значение для развития Приморского края, но фактически не влияет на транзитный потенциал РФ», – указывал Богомолов.В руководстве Приморского края и Росавтодоре предложение Счетной палаты о реконструкции действующей дороги тогда в целом поддержали. «Согласен с предложением Счетной палаты с учетом того, что нужно завершить первый этап, в том числе доделать обход через Большой Камень. Нужно понимать, что это крупнейший сейчас узел, который является центром и драйвером судостроения, металлургического комбината. Поэтому этот участок нужно проходить и далее уже рассматривать реконструкцию», – заявлял губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
«Мы еще раз проанализируем все аспекты первого этапа строительства объекта и представленное Приморским краем обоснование инвестиций на второй этап. И исходя из рекомендаций Счетной палаты, вынесем вопрос возможной реконструкции существующей дороги на рассмотрение научно-технического совета Росавтодора», – сообщали в Роставтодоре.
При этом ранее региональные власти называли строительство автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный» «важным шагом к развитию транзитно-экспортного потенциала Дальнего Востока и РФ». А развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» «являются важнейшим средством реализации транзитного потенциала Дальнего Востока». В 2023 году президент РФ Владимир Путин поручал продолжить строительство дороги с 2025 по 2030 годы. А в 2024 году поручал правительству РФ совместно с исполнительными органами Приморского края рассмотреть вопрос о применении здесь механизма концессии.
«Экономическая отдача данной дороги очень большая, поскольку с разворотом на Восток у нас очень быстро развиваются порты и компании-стивидоры в бухте Суходол, городе Находка, развивается порт Восточный. Соответственно с учетом перевозки контейнеров с той стороны нам необходимо задействовать не только железную дорогу, но и автомобильные», – объяснял перспективы первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Евгений Тимонов.
В начале этого года работы возобновились, а правительство региона рассчитывало сдать часть трассы до конца 2026 года. «Трасса Владивосток – Находка – порт Восточный нужна как опорный коридор для Приморья: она должна разгрузить перегруженные направления, которые сегодня принимают основной поток к портам Находкинского узла Артем – Большой Камень – Фокино – Находка – Врангель и на подходах к порту Восточный, где движение смешанное: грузовой транспорт, маятниковые поездки жителей и транзит, а любые заторы превращаются в прямые потери времени и денег для логистики», – поясняет научный сотрудник лаборатории количественного анализа экономических эффектов Института Гайдара Дмитрий Евдокимов.
По мнению эксперта, наибольший выигрыш от строительства получат Владивостокская агломерация и Находкинский транспортно-промышленный узел. «Будет меньше тяжелого транзита в городских зонах, выше безопасность, стабильнее доставка грузов. Это прежде всего касается контейнеров и импорта в регионы Сибири и Дальнего Востока, угля и минеральных грузов, нефтеналива/нефтепродуктов, а также снабженческих потоков для судостроения и промышленности Приморья», – перечисляет он.
При этом экономический эффект будет складываться из снижения логистических издержек: топливо, простой, переработки на терминалах, ускорения оборота транспорта и повышения предсказуемости вывоза и завоза, что особенно важно для портов с пиковыми нагрузками. «Максимальный экономический эффект дорога даст при синхронизации с развитием портовых мощностей и железнодорожных подходов – тогда она становится элементом единой мультимодальной цепочки, повышающей конкурентоспособность дальневосточного экспорта и импорта», – подчеркивает Евдокимов.
В пресс-службы компании «Автодом» трассу также считают стратегически важным объектом, а ожидаемый экономический эффект от реализации проекта связан с мультипликативным воздействием на развитие региональной экономики. «Создание современной дорожной инфраструктуры должно способствовать снижению логистических издержек, повышению транспортной доступности и, как следствие, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и роста деловой активности в Приморском крае», - подчеркивают в компании. Однако ситуация со вторым участком трассы (с 43 по 146 км) ставит под сомнение реализацию проекта в полном объеме и, соответственно, достижение заявленного экономического результата. «В этих условиях проект, изначально направленный на стимулирование экономического роста, сам стал источником финансовых рисков и неэффективного расходования бюджетных ассигнований», - делают вывод эксперты.


