1
5519
Газета Образование Печатная версия

02.09.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Какой специалист нужен работодателю

Российской системе высшего образования не хватает опробованных в мире способов подготовки студентов

Игорь Бунин

Об авторе: Игорь Михайлович Бунин – президент Центра политических технологий.

Тэги: высшее образование


высшее образование Памятник в форме iPhone во дворе Государственного университета Информационных технологий, Механики и Оптики в Санкт-Петербурге. Фото Reuters

Вопрос о современном российском высшем образовании обычно обсуждается с участием преподавателей, студентов, администраторов, работающих в данной сфере. Работодатель, осуществляющий «приемку» специалистов, обычно не столь активен – а именно его мнение должно быть ключевым.
Например, какие сотрудники нужны руководителю компании, занимающейся консалтингом в политической и коммерческой сфере? Самое главное – они должны быть поливалентными специалистами, то есть готовыми решать разнообразные задачи в рамках деятельности фирмы, в отличие от советских узких профессионалов, работавших в условиях гарантированной занятости. Сейчас рынок требует повышенной адаптивности, и бизнес ставит перед работниками новые, более широкие задачи.
Понятно, что в каждом конкретном случае одна из компетенций должна быть ключевой, а остальные дополнять ее. Поэтому для подготовки действительно поливалентного специалиста не нужно получать два–три высших образования – достаточно, чтобы студент мог слушать отдельные курсы на соседних факультетах, как это исторически сложилось во многих западных странах.
Ясно также, что самому студенту – особенно на младших курсах – трудно составить рациональный план обучения (глаза разбегаются). Поэтому целесообразным представляется внедрение института тьюторства (наставничества), являющегося в течение многих веков неотъемлемой частью британской университетской системы. Именно тьютор должен подсказать новичку, что сочетание механики и истории может быть несколько рискованным, а политологии и социологии – более плодотворным. Вполне естественно, если тьюторские обязанности будут возложены на аспирантов, которые должны готовиться к научно-педагогической деятельности не только теоретически, но и практически. Тьюторские функции могут выполнять и университетские ассистенты, для которых эта работа также может быть неплохой практикой.
В связи с проблемой профессионализма неизбежно встает вопрос и о качестве высшего образования во взаимосвязи с количеством учебных заведений. В последнее время можно слышать много критики по поводу их объединения, которая представляется во многом связанной с корпоративными – не в лучшем смысле этого слова – интересами. Российскому образованию нужны достойные бренды, способные конкурировать в международном масштабе, а не слабые пединституты, сменившие вывески на университетские.
Разумеется, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности с тем, чтобы более слабое учебное заведение присоединялось к более сильному, а не наоборот. Не случайно, что один из двух масштабных протестов против объединения – в Тамбове — произошел там, где этот принцип соблюден не был (там в конце концов по решению Министерства образования и науки объединение не состоялось). Что касается второго протеста – в случае с Российским государственным торгово-экономическим университетом, то он во многом был продиктован политическими соображениями, никак не связанными с качеством обучения, и быстро сошел на нет.
Но недостаточно только сократить количество университетов – надо решить вопрос о привлечении в них высококлассных профессоров из других стран, которые могли бы работать вместе с российскими коллегами. Переход на Болонскую систему содействовал встраиванию отечественных вузов в глобальное университетское сообщество, в котором бакалавры могут получать магистерские степени в других странах. Хорошо известно, что российские ученые приглашаются в западные учебные и научные учреждения. Участие зарубежных специалистов в российском образовательном процессе должно стать другой стороной этого процесса, способствующей росту авторитета отечественных университетов, в том числе в мировых рейтингах.
Однако дело не только в рейтингах. Необходимо принципиальное изменение отношения к высшему образованию. Массовый приток абитуриентов в вузы связан не столько с особо выдающейся тягой россиян к знаниям, сколько со сложившимся представлением о том, что высшее образование является необходимым условием для принадлежности к среднему классу. Человек, не имеющий высшего образования, воспринимается как неудачник – хотя в рыночной экономике это далеко не всегда так. Образованный человек, вынужденный работать не просто не по специальности, но в непрестижных сферах, быстро теряет квалификацию и становится первой жертвой любого кризиса. В то же время речь должна идти не только об особом внимании к рабочим специальностям, необходимым современному бизнесу, но и о перераспределении ресурсов высшего образования в пользу подготовки «универсальных инженеров», то есть специалистов, способных работать в смежных отраслях.
Для нужд же фундаментальной науки достаточно сравнительно небольших групп интеллектуалов, которые должны получать «штучное» образование мирового уровня. Причем доступ в эти группы необходимо осуществлять на строгой основе меритократического фактора – чтобы элитарность не превращалась в кастовость.
Если говорить о других формах образования, то не стоит недооценивать фактор дополнительного образования, который, разумеется, не может заменить основного, но служит повышению общей культуры – того фактора, необходимого для современного работника высокой квалификации, о котором я упоминал вначале. Скромные кружки в бывших дворцах пионеров, становящихся ресурсными центрами, должны не «занимать» детей для избежания негативного влияния улицы, а давать им навыки творческой деятельности, которые могут быть использованы в будущем. Юному шахматисту умение логически мыслить поможет в дальнейшей профессиональной деятельности. А юный футболист почувствует на практике, что значит командная игра. Нельзя забывать и о том, что институты дополнительного образования способствуют развитию гражданского сознания, что чрезвычайно важно для нашего атомизированного общества.    

статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)




Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Академический контекст спасает студентов от стресса

Академический контекст спасает студентов от стресса

Наталья Савицкая

Эмоциональное выгорание учащихся вполне можно предотвратить

1
1738
Региональный центр академической  мобильности

Региональный центр академической мобильности

Гульнара Краснова

Средний класс стран Евразийского экономического союза предпочитает учить детей в России

0
3959
КАРТ-БЛАНШ. Сирота кругозора

КАРТ-БЛАНШ. Сирота кругозора

Антон Зверев

В чью пользу происходит творческий отсев абитуриентов

0
6103

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости
Загрузка...