0
10394
Газета Политика Интернет-версия

16.11.1999 00:00:00

"Равные права, но разные возможности"

Алевтина Апарина

Об авторе: Алевтина Викторовна Апарина - председатель комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы.


СОГЛАСНО Конституции РФ, мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако эти конституционные положения пока носят декларативный характер, поскольку отсутствует эффективная система мер, обеспечивающих их реализацию.

Исторически сложившаяся, ориентированная на мужчин управленческая пирамида не отражает реально складывающийся баланс общественных сил.

Обратимся только к двум областям. С начала 90-х годов из сферы занятости вытеснено почти 8 млн. женщин (68% всех безработных), причем это "вымывание" происходит из самых престижных и высокодоходных областей. К сожалению, это явление никто не воспринял как национальные бедствие, хотя 40% семей это отбросило за черту бедности, а неполные семьи, где мать является единственным кормильцем, поставило на грань выживания.

Или возьмем систему управления. Здесь женщины составляют 60%. Им любезно предоставлена возможность лидировать на "младших" должностях - 81%. Что же касается "высших" руководящих должностей, то здесь женщинам досталось... 0,1%. При этом в интеллектуальном плане женщины не только не отстают от мужчин, но и опережают. Среди всех занятых с высшим образованием они составляют 50,5%, со средним специальным - 56,2%. В вузах студенток 55%. Организаторские способности, трудолюбие, чувство ответственности у женщин ничуть не меньше. Ведь "доверяют" же мужчины женщинам столь высокую ответственность за содержание семьи, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства при совмещении всего этого с занятостью на производстве.

Примечательно, что в 1996 году появляются на свет "востребованные" самой жизнью "Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации", утвержденная правительством РФ, и Указ президента РФ "О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Практика показывает, что и сам президент о них не помнит хотя бы при назначении на высшие государственные должности. В составе правительства всего лишь одна женщина, вице-премьер Валентина Матвиенко (кстати сказать, одна из наиболее сильных фигур в правительстве, не случайно оставшаяся в новом составе кабинета). Среди федеральных министров - ни одной. До недавнего времени была своеобразная "квота" - не меньше двух "женских" мест. Нет и не было ни одной женщины в таких чрезвычайно важных государственных органах, как Совет безопасности, Совет обороны, других постоянных или временных государственных структурах.

Практически нет женщин в руководстве влиятельных политических партий.

В отличие от мужчины, чаще всего выбирающего кратчайшие, читай, силовые, пути решения конфликтов и проблем, женщина выстраивает решения исходя из глобального понимания жизни. То, что может поставить под угрозу само понятие жизни или навредить благополучию членов человеческого сообщества, ею отвергается. Проводя такую политику "неприсоединения женщин", власть сама себя сознательно обедняет и дисгармонирует.

Статья 32 Конституции наделяет граждан Российской Федерации правом участвовать в управлении государством непосредственно, a не только через своих представителей. Эта статья говорит о том, что граждане имеют равный доступ к государственной службе. Похоже, не все жители в нашей стране граждане.

Что касается активного избирательного права, т.е. права избирать, женщины, обладающие большей ответственностью, дисциплинированностью, действительно составляют большинство среди принимающих участие в выборах всех уровней.

А вот с правом быть избранным - пассивным избирательным правом - картина прямо противоположная. И вовсе не потому, что избиратели не доверяют женщинам и не избирают их. Ведь чтобы быть избранным, надо пройти первый этап - добиться включения в списки кандидатов. Для многих женщин это является, по сути, непреодолимым препятствием, поскольку они не обладают необходимыми ресурсами, в первую очередь - материальными.

Сейчас, когда закончился процесс выдвижения кандидатов, видно, как оттеснены женщины от этого важного процесса. Они составляют лишь около 10% общего числи кандидатов. Только в 8 избирательных объединениях и блоках из 31, вынесенного для регистрации, женщины были включены в первую тройку избирательного федерального списка. По прогнозам экспертов, будущая Дума окажется еще более "мужской", и представительницам прекрасного пола, видимо, едва удастся преодолеть 5-процентный барьер.

Среди действующих депутатов Федерального собрания женщины составляют 7,6%, в Государственной Думе из 450 депутатов 44 женщины (около 10%), в Совете Федерации - всего две.

В законодательных и представительных органах власти субъектов Российской Федерации женщин всего 9,7%, а в Курской, Новосибирской, Тюменской областях, Коми-Пермяцком национальном округе женщины не представлены вообще, даже хотя бы как символ пола. Это откровенный нонсенс. Для сравнения: в составе народных депутатов СССР в 1989 году женщины составляли более 20%, а в Верховном Совете СССР - более 30%.

Составляя большую часть населения России, женщины не имеют реальной возможности в полной мере участвовать в принятии решений, определяющих как условия их собственной жизни, так и положение семей и будущее страны.

Какие же меры представляется целесообразным предпринять в создавшейся обстановке?

Думается, было бы оправданным принятие Федеральным собранием Российской Федерации, правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно законодательных актов и целевых программ по сокращению имеющейся сейчас диспропорции представительства лиц обоего пола в законодательных и иных органах государственной власти.

Необходимо также и соответствующее законодательство о политических партиях. К сожалению, Государственная Дума двух созывов не смогла принять такой закон. Первым шагом в этом направлении могло бы стать внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающих дополнительные гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин для реализации принадлежащих им избирательных прав. В развитие этого как один из вариантов можно было бы предусмотреть норму, в соответствии с которой, с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации число мужчин и женщин, включенных в списки кандидатов, не может превышать определенный процент от общего числа кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

Я далека от противопоставления женщин мужчинам, от их противоборства. Более того, замечу, что сегодня права мужчин также серьезно нарушаются и наш комитет сделал немало в части законодательной защиты прав мужчин, отцов. Я не за то, чтобы женщин приравнивать к инвалидам, для которых в общественном транспорте резервируются специальные места. Мы не социальные инвалиды. Давайте работать вместе, мы хотим и можем дополнять вас, мужчин.

Изучение общественного мнения показывает, что продвижению женщин во власть в России в немалой степени препятствует сама женщина. Наша женщина с трудом расстается с ущемленным самосознанием. Она еще готова принять "железную леди" на Западе, только не у себя дома.

Проблема состоит в том, что женщины разобщены, их организации практически не связаны между собой, не координируют свою деятельность.

Не без гордости хочу заметить, что в действующей Государственной Думе по инициативе комитета по делам женщин, семьи и молодежи удалось создать межфракционную группу женщин-депутатов, в коей я являюсь одним из сопредседателей. В центре внимания женщин-парламентариев - проблемы социально-правовой защиты детей и семьи, обеспечение равенства прав мужчин и женщин в различных сферах жизнедеятельности.

Сегодняшняя Россия уже устала от политиков, пришедших к власти ради себя во власти. Думаю, только мудрое, взвешенное, направленное на действительную заботу о благе человека руководство способно спасти нашу страну.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
567
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
822
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
680
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
678

Другие новости