0
4533
Газета Политика Интернет-версия

22.05.2013 00:01:00

Обещанного в Конституции 20 лет ждали

Тэги: госдума, законопроект, административные суды


госдума, законопроект, административные суды Вячеслав Лебедев – один из главных лоббистов законопроекта. Фото РИА Новости

Госдума одобрила вчера в первом чтении пакет президентских законопроектов о создании в стране административных судов. Скоро граждане, общественные организации и юрлица смогут на равных спорить с государством о его законах, решениях госорганов, действиях или бездействии чиновников. К 20-летию Конституции наконец реализуется один из важнейших ее принципов. Истец будет избавлен от бремени доказывания, эта задача возложена на ответчика – государство. Суду же предписывается помогать истцам, а не ответчикам, и так изначально сильным, – то есть принцип равенства сторон и их состязательности для данных процессов оказывается недействительным. Впрочем, эксперты и практики уже нашли в законах целый ряд сомнительных положений. Например, по избирательным спорам.
Проект Кодекса административного судопроизводства (КАС) и связанные с ним поправки в большое количество действующих законов президент Владимир Путин направил в Госдуму в конце марта. Выполняя тем самым не столько свои предвыборные обещания и одно из положений Послания Федеральному собранию, сколько жесткую конституционную норму. Ведь в Основном законе еще с 1993 года записано, что в стране должны действовать так называемые административные суды. В которых частные лица – граждане, общественные организации, НКО и бизнес-структуры – смогут спорить с государством как системой и с ее отдельными частями и представителями. Смогут подвергать сомнению указы президента, постановления правительства, федеральные и региональные законы, муниципальные акты, решения отдельных госорганов, должностных лиц, а также действия или бездействие последних. Защищать свои избирательные права, возражать против закрытия своих партий и движений, прекращения деятельности СМИ, спорить о налогах и т.д.
Кстати, Путин в одном из своих прошлогодних майских указов поручил подготовить законодательную базу правительству. А оно это задание провалило. И тогда глава государства сделал все сам. Впрочем, он пошел по компромиссному пути: отдельная судебная система в стране не создается, споры граждан с государством станут рассматривать суды общей юрисдикции, но по особым правилам. Главное среди них – обязанность доказывать свою правоту возлагается не на истца, подавшего в суд на власть, а как раз на нее. Еще одно важное уточнение: именно госорганы «обязаны подтверждать фактические данные, на которые они ссылаются как на основание своих возражений». Но и истцам голословных заявлений делать будет нельзя. Им предписывается точно указывать, в чем видят нарушение своих прав.
Официальный представитель президента в Госдуме Гарри Минх в основном пропагандировал именно этот принцип, утверждая даже, что судам предписывается быть на стороне истцов, чтобы компенсировать их изначальное неравенство с ответчиками. Ведь, пояснил Минх, госорганы имеют возможность оказывать давление на граждан и организации. Именно поэтому, напомнил он, административное судопроизводство, которое пока прописано в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК), не может там находиться, поскольку противоречит заложенному в нем принципу равенства сторон в гражданских спорах.
Кстати, как раз о том, что бремя доказывания в делах о публичных правоотношениях лежит на ответчике, в ГПК сейчас и записано. Так что действительно это не стопроцентная новация, согласился с задавшими множество вопросов депутатами председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.
   
Эксперты полагают, что ныне действующих положений в новом документе, то есть в КАСе, от 50 до 75%. При этом Плигин и Минх сообщили, что ежегодно в стране рассматривается примерно 300 тыс. дел о спорах граждан и организаций с государством. Еще какое-то количество рассматривается арбитражными судами.
Напомним, что пару лет назад дело шло к тому, что арбитражные суды получат все административные дела. Хотя в начале нулевых годов Верховный суд (ВС) направил в Госдуму законопроекты, необходимые для появления в стране специального суда над властью. Депутаты вчера неоднократно спрашивали: почему же 10 лет эти законы не принимались, а теперь вдруг все изменилось? Причем ввести законы в действие предполагается с 1 января 2014 года. И Минх, и Плигин на эти вопросы отвечали, но весьма туманно: мол, обсуждали-обсуждали и наконец договорились. Верховный суд, сказал Плигин, вообще-то предлагал создать отдельные суды, но денег у государства на это нет. Впрочем, теперь от председателя ВС Вячеслава Лебедева есть письмо, где он соглашается с президентским вариантом и обещает, что на ближайшем пленуме будет принято решение об отзыве потерявших актуальность законопроектов.
Заметим, однако, что ни в 90-е, ни в нулевые годы административные суды не вводились во многом не столько из-за дефицита финансов, сколько потому, что слишком много жестких реформ проводилось в стране и власть не желала получать по этому поводу огромное количество исков. Сомневалась власть, судя по всему, и в своей способности плотно контролировать судебную систему – ведь «басманное правосудие» тогда лишь создавалось.
Именно потому, что оно сейчас существует, коммунисты вчера и объявили, что путинский пакет они поддерживать не станут. Депутат из КПРФ Юрий Синельщиков отметил резкое усиление полномочий суда, которое вроде бы уравнивает в весе ответчиков и истцов, на практике может использоваться против последних. Депутат настаивал на том, что ко второму чтению этот и другие недостатки исправить невозможно, поскольку, очевидно, ради них и вводится этот КАС, без которого можно было обойтись, модернизировав действующую главу ГПК.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев разъяснил подробности. В административные суды нельзя будет подавать иск об удалении наблюдателей и членов избиркомов от оппозиции с участков за их якобы воспрепятствование работе комиссий. «А именно это сейчас – один из главных способов воздействия на оппозицию и одна из главных мер в подготовке фальсификаций», – отметил Соловьев. Кроме того, сказал он, из КАСа не следует, что для доказывания своей правоты избиркомы будут обязываться судами пересчитывать бюллетени: «В судах по-прежнему будут ходить в виде доказательств протоколы, которые сочиняются задним числом и которые суды сейчас признают достаточными для того, чтобы отказывать истцам в пересчете бюллетеней». Соловьев сообщил, что он участвовал примерно в тысяче процессов, где такое требование заявлялось. Его коллеги провели 3 тыс. аналогичных дел, и «ни разу добиться извлечения бюллетеней для повторного счета не удалось».
Осторожна в оценке КАСа завсектором уголовно-процессуального права, доктор юридических наук, профессор Инга Михайловская: «Необходимо зафиксировать в избирательном законодательстве, какие нарушения должны повлечь признание выборов недействительными на данном участке. Критерии правонарушения должны быть прописаны в законе – прежде чем отдавать дело в компетенцию административного суда, надо установить и характер правонарушения, и состав его, и последствия для нарушителей – с какого момента наступают санкции».
Между тем замначальника Управления публичного права и процесса Высшего арбитражного суда Анна Смола не склонна считать нынешний этап создания административного производства революцией в системе российского права: «Кодекс административного судопроизводства – не революция, в том смысле, что положение по доказыванию чиновниками отсутствия собственной вины содержится в Гражданском процессуальном кодексе – в соответствующем разделе. Там это называется производством по делам, возникающим из публичных правоотношений». Конечно, признает собеседница «НГ», в КАСе этот аспект права стал более заметным: «Выделены категории дел, на которые эта норма распространяется. Поскольку ранее регламентация была лаконичной и по каждой категории дел было в УПК две-три статьи, то при рассмотрении этих дел на практике возникали трудности».
Гражданам, возможно, облегчат споры с государством.		Фото РИА Новости
Гражданам, возможно, облегчат споры с государством.    
    Фото РИА Новости
Руководитель пресс-службы Верховного суда Павел Одинцов сообщил «НГ»: «Можно не видеть здесь революции, но в КАСе прописывается процедура. И это главное достижение. У нас есть Конституция – но как она исполняется на практике? Мы можем много говорить о декларативных вещах. А тут создаются процедуры – реальные, практические механизмы, посредством которых гражданин может защищать свои интересы в суде в спорах с государством. На них он может ссылаться и говорить судье: «Дружище, вот бумага, вот постановление, будь любезен, обеспечь…»
Верховный суд, напомним, активно участвовал в разработке законопроекта, и основные его положения одобрены ВС. Закон несовершенен: там не хватает, говорит «НГ» источник в Госдуме, близкий к руководству трех высших судов, очень важного элемента, обеспечивающего независимость российской Фемиды: «Процедура, которая предполагает реальную защиту прав граждан в рамках административного судопроизводства, должна быть более сложной. Если бы, например, действовала система окружных судов, как задумывалось, административные суды работали бы более эффективно».
В одной из первых версий законопроекта, объяснил источник, фигурировали так называемые судебные округа, «где суд не является, грубо говоря, областным судом какого-то региона, а включает в себя несколько регионов. И если бы в рамках предполагаемой реформы была создана система окружных судов, то можно было бы избежать каких-либо форм административного давления на суды со стороны местных властей. Потому что граждане по преимуществу будут судиться с органами государственной власти на местах. Если бы эта история осталась в рамках кодекса – это было бы мощным и надежным инструментом защиты людей». Эта норма, говорит источник, «барражировала» в свое время в разных законодательных инициативах: «Когда-то она одобрялась Правовым управлением администрации президента, потом не одобрялась… А потом исчезла из поля дискуссий».
Совершенно очевидно, что необходимо в дальнейшем и кодекс, и предполагаемую систему судопроизводства совершенствовать с точки зрения защиты прав граждан на уровне зависимости судебных органов власти – сейчас в нем недостаточно механизмов защиты.   

Главное положение законопроекта
Статья 64 КАС РФ
Обязанность доказывания законности оспариваемых по административным делам и нарушающих права (в том числе избирательные права и право на участие в референдуме), свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Мнения экспертов
Тамара Морщакова, судья Конституционного суда в отставке
Административный суд должен существовать, но он должен быть независимым. Административные суды давно предлагал создать Верховный суд. Но они остаются в системе судов общей юрисдикции, под шапкой Верховного суда. Между тем это должна быть независимая административная юстиция.
Инга Михайловская, завсектором уголовно-процессуального права, доктор юридических наук, профессор
У нас административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции. В чистом виде административные дела – это конфликт между гражданином и госорганом. И если мы выделили арбитражные суды в самостоятельную систему, то, несомненно, дальнейшее развитие судебной системы может идти за счет создания особых административных судов. По статистике, в России каждый год растет число обращений граждан в суд – и это очень хорошо: по идее суд – это нормальный орган для разрешения возникающих конфликтов. Но существующие ныне коллегии по административным делам – это только специализация в системе судов общей юрисдикции. Здесь важно, чем будет отличаться Административный кодекс от Гражданского. Очень важно еще в административных судах отделить административное правонарушение от спора гражданина с государством.
Алексей Макаркин, заместитель гендиректора Центра политических технологий
Создание административных судов – это несомненный плюс. В данном случае речь идет о судах, в которых граждане защищают свои права от чиновников. Я думаю, что это важно, потому что чем больше у человека появляется возможностей для защиты своих прав в отношении с государством, тем более защищенным он будет себя чувствовать. В данном случае немаловажно то, что эти дела будет рассматривать специалист в подобных вопросах, который сможет компетентно рассудить гражданина и чиновника.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Госдума открывает избирательный закон для разных улучшений

Иван Родин

Постановление Конституционного суда РФ по выборам оказалось лишь формальным поводом к поправкам

0
251
Фетва о курьерах доставила неприятности

Фетва о курьерах доставила неприятности

Андрей Мельников

Решение мусульманских богословов назвали противоречащим Конституции

0
266
Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Российский госсектор – среди главных целей киберпреступников

Анастасия Башкатова

Хакеры взламывают подрядчиков, получают доступ к приложениям и шпионят за федеральными ведомствами

0
287
Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Мы продолжаем жить в мире национальных государств

Алексей Фененко

Вестфальскую систему не способны преодолеть ни классы, ни корпорации, ни общие институты

0
179

Другие новости