0
2923
Газета Политика Печатная версия

16.11.2016 00:01:00

Госдуме и Минкульту посоветовали перечитать Козьму Пруткова

Театральные деятели поспорили о существовании цензуры в стране

Тэги: театр, государство, союз театральных деятелей, стд, сатирикон, константин райкин, цензура, госдума, минкульт


театр, государство, союз театральных деятелей, стд, сатирикон, константин райкин, цензура, госдума, минкульт Александр Калягин и Михаил Швыдкой считают, что госцензуры в РФ нет. Фото Артема Геодакяна/ТАСС

В Союзе театральных деятелей (СТД) решили не оставлять без внимания волну возмущения, которая поднялась в общественном пространстве после выступления руководителя московского «Сатирикона» Константина Райкина (см. «НГ» от 28.10.16). СТД собрал представителей сегодняшнего театра (сразу оговоримся, далеко не всех), призывая их согласиться с тем, что цензуры в стране нет. Надо отдать должное, личное мнение высказывать разрешали свободно, отчего многие худруки воспользовались ситуацией «открытого микрофона» для решения собственных наболевших проблем.

Кто-то критиковал СТД, кто-то Райкина. Кто-то пытался соответствовать поставленной задаче и предлагать варианты разрешения назревшего напряжения в культурном пространстве. Кто-то искренне удивлялся: зачем «все мы здесь сегодня собрались»? На дискуссии присутствовал и замминистра культуры Александр Журавский, он добродушно посмеивался над жесткими формулировками выступавших и бравыми шутками Михаила Швыдкого – модератора публичного разговора, а также внимательно записывал пожелания спикеров. Поэтому часть из них, возможно, дойдет и до обсуждения на Совете при президенте по культуре и искусству, который состоится 2 декабря текущего года.

Так как дискуссия касалась сферы искусства, многие подкрепили свои выступления злободневными литературными цитатами. Вновь избранный председатель Союза Александр Калягин, подчеркнув, что не видит смысла в споре о цензуре, все-таки зачитал полемичного Салтыкова-Щедрина: «В России в наше время очень редко можно встретить довольного человека, разумею исключительно культурный класс, так как некультурным нет времени быть недовольными. 

Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют: один вопиет, что слишком мало свободы дают, другой, что слишком много, один – что власть бездействует, другой – что власть достаточно действует». И призвал сообщество вспомнить великих: Аркадия Райкина, Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова, Олега Ефремова, Юрия Любимова, работавших совсем в других цензурных условиях. Сейчас же, по словам Калягина, цензуры как государственного инструмента надзора не существует. А хулиганов, которые «чинят безобразия на спектаклях и выставках, много чести называть цензорами», они такие же «нарушители общественного порядка, как пьяные дебоширы на борту самолета» и должны быть наказаны. А самое главное, по мнению Калягина, то, что спектакль можно запретить только по решению суда.

Калягин передал «почтенное собрание» в руки Михаила Швыдкого, который до конца дискуссии удерживал зал от прямых споров и личных «плевков» то шутками-прибаутками, то весомыми комментариями с опытом Министерства культуры за плечами. Швыдкой согласился с Калягиным и сказал, что дискутировать не о чем, но есть что проанализировать. И вспомнил «Дар» Набокова, где сказано, что цензура появилась раньше, чем литература. Швыдкой процитировал Конституцию («Гражданин РФ имеет право на свободное творчество и свободный доступ к культуре»), но напомнил, что и в Конституции СССР тоже гарантировалась «свобода слова», однако всем известна реальная практика.

Выступление Константина Райкина продолжает вызывать дискуссию в театральном сообществе.	Фото с сайта www.stdrf.ru
Выступление Константина Райкина продолжает вызывать дискуссию в театральном сообществе. Фото с сайта www.stdrf.ru

Первым из собравшихся в зале выступил Марк Розовский. Худрук театра «У Никитских Ворот» решил ограничиться классиками. Зачитал пушкинскую стихотворную притчу «Сапожник» («А эта грудь не слишком ли нага?/ Суди, дружок, не свыше сапога!» и «Проект о введении единомыслия в России» Козьмы Пруткова. Оба текста Розовский предложил послать в Госдуму и Минкульт для изучения, так как «там их, наверное, не читали, а если читали, пусть учат наизусть». Швыдкой тут же сгладил обстановку, рассказав анекдот о человеке, который пришел в баню без полотенца и, увидев занавеску, подумал: «Вот это идея!» Но уже следующее выступление Давида Смелянского вернуло всех в мрачное настроение. Продюсер напомнил о громких тенденциях последнего времени: о деле Pussy Riot, которых государство наказало, в то время как остальных подобных не наказывают; о «Тангейзере», после которого директора оперы уволили с «волчьим билетом»; о борьбе с гомосексуализмом. «И что делать? Перестать исполнять музыку Чайковского? Что делать с Мусоргским, который был пьяницей? «Министерство культуры постоянно говорит, что на государственные деньги нужно делать в театре только то, что позволительно. Но искусство не может развиваться без эксперимента», – подытожил Смелянский. Чайковского, к слову, помянули не раз. Михаил Швыдкой с Евгением Стебловым на пару выдумали целый каламбур: «Не всякий гей – Чайковский, но и не каждый натурал – Станиславский».

Александр Вилькин высказался непрозрачно, спровоцировав выкрики из зала: «Так вы за цензуру или нет?». «Вот министерство говорит – нет денег. Но ведь есть варианты выхода не только «военного коммунизма». Есть выход и «НЭПа». Так худрук театрального центра в Москве «Вишневый сад» вернулся к закону о меценатстве. «Хорошо бы выучиться работать с чиновниками, но хорошо бы и научиться противостоять их решениям». Вилькин посоветовал создать СТД комиссию по «театральной этике» и «по рекомендации художественно-гражданской цензуры». «Есть и остается государственная цензура (не надо делать вид, что ее нет!), она просто изменила форму. Теперь это экономическая цензура. Есть цензура уличная, которой должно заниматься другое министерство», – прокомментировал Вилькин. Идею об экономической цензуре поддержал Геннадий Смирнов, заместитель Калягина, указав, что государство совершает попустительство, допуская финансовые и административные цензурные элементы.

Актер Евгений Стеблов не удержался от оценки выступления Райкина, назвав произошедшее «истерикой», а возможности Райкина как руководителя театра «приоритетными». И емко выразил свое отношение к сути речи коллеги: «Предполагал ли Аркадий Райкин, что будет «Райкин-плаза»?» На что из зала последовал ажиотаж и возмущение Иосифа Райхельгауза: «При чем тут это?» Стеблов выступил и за адекватное понимание института Церкви: «Если представитель Церкви что-то скажет, это не равняется мнению Церкви». А затем и вовсе начал ее защищать: «Мы все чудовищные атеисты и нападаем на Церковь, когда она нас не трогает».

Театральные регионы представили Борис Мездрич, бывший директор Новосибирского театра оперы и балета, и Борис Мильграм, худрук пермского «Театра-Театра». И если первый подвел итог годовому периоду жизни «после «Тангейзера», который, по его мнению, был первой ласточкой в череде подобных историй разного масштаба, то второй подчеркнул, что опасность может исходить не только от чиновников, но и от коллег – в его травле, как режиссер выяснил, участвовал, например, Сергей Федотов, худрук другого пермского театра, «У моста». «И Кехману не хочу я подавать руки», – заявил режиссер.

Швыдкой попытался свести дискуссию к единому позитивному знаменателю (имея в виду отношение к государству, вспомнив слова Толстого: «Любить еврея сложно, но нужно»). Но все ощутили абстрактность встречи и ее далеко не позитивный итог. Несмотря на то что деятели, по-настоящему попавшие под колесо цензуры (Мильграм и Мездрич), влили радостную ноту в разговор благодарностью за поддержку театрального сообщества в трудные моменты, собравшиеся остались в явном неудовольствии ролью СТД в нынешнем диалоге государства и театров. И сошлись во мнении, что при отсутствии идеологической цензуры со стороны государства есть цензура  экономическая.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Депутаты вступили в битву за рыбные квоты

Сергей Никаноров

Комитет Госдумы решил детальнее разобраться с перспективой возврата аукционов на вылов биоресурсов

0
1020
Книги, дети, пастила

Книги, дети, пастила

Марианна Власова

Книжно-яблочный фестиваль проходит ежегодно в Коломне

0
145
Главкнига. Чтение изменившее жизнь

Главкнига. Чтение изменившее жизнь

Татьяна Грауз

0
573
О движении СМИ в сторону соцсетей и наоборот

О движении СМИ в сторону соцсетей и наоборот

Государству удобно загонять новые медиа в традиционные рамки

0
1158

Другие новости

Загрузка...
24smi.org