0
12796
Газета Политика Печатная версия

14.02.2018 00:01:00

За строительство всех оборонных объектов ответит Шойгу

Минобороны осталось без конкурентов при создании военной инфраструктуры страны

Тэги: минобороны, военная инфраструктура, строительство, спецстрой, реорганизация


минобороны, военная инфраструктура, строительство, спецстрой, реорганизация Фото пресс-службы МО РФ

В Госдуме обсуждается последний правительственный законопроект, связанный с ликвидацией Федерального агентства специального строительства (Спецстроя). Согласно официальной информации, документом предполагается «изъять из Кодекса об административных правонарушениях статьи об инженерно-технических и дорожно-строительных войсках, входивших в упраздненное ведомство». И эти поправки в кодекс должны быть приняты парламентариями уже в ближайшее время.

На прошлой неделе президент Владимир Путин подписал указ, по которому функции Спецстроя окончательно переданы Минобороны России. Помимо того что штат центрального аппарата Минобороны увеличивается на 200 единиц, отныне ведомство наделено полномочиями по капитальному строительству специальных объектов, предназначенных к функционированию в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения. Оно также будет проводить строительно-монтажные работы на заводах, фабриках, НИИ и структурах ядерного оружейного комплекса и на объектах по хранению и уничтожению оружия массового поражения. В том числе Минобороны продолжит строительство и реконструкцию различных объектов для нужд Вооруженных сил РФ. Фактически завершена начатая в 2016 году, когда Путин подписал свой первый указ об упразднении Спецстроя, реформа оборонно-строительного комплекса страны. Сейчас все задачи в этой сфере возложены на одно ведомство – Минобороны РФ.

Как ранее рассказывал замминистра обороны Тимур Иванов, в рамках реорганизации Спецстроя новые структуры в Министерстве обороны «займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов Воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру Ракетных войск стратегического назначения, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ». Но, похоже, не только этим. Согласно указу президента, они будут отвечать за весь оборонно-строительный комплекс.

Во всех цивилизованных странах этим занимаются сторонние организации, которые на основе тендеров выигрывают право выполнять строительные работы для нужд силовых и правительственных ведомств. Хотя вряд ли можно говорить, что военное ведомство выполняет не свойственные ему функции.

Еще со времен царской России и СССР военно-инженерные и строительные подразделения существовали в структурах военного ведомства и выполняли задачи не только по возведению военных объектов (гарнизонов, военных заводов и т.п.), но и решали проблемы по прокладке и обустройству стратегических транспортных путей (к примеру, построенная в XVIII веке дорога Севастополь–Ялта в Крыму, Транссиб, БАМ и т.д.), строительству военных полигонов (в том числе и ядерных), космодромов и т.д.

Заметим, кстати, что министр обороны Сергей Шойгу по образованию – строитель. Он более 10 лет возглавлял строительство важных объектов в Сибири и накануне распада СССР по служебной лестнице дошел до заместителя председателя Госкомитета РСФСР по архитектуре и строительству.

Фактически Владимир Путин не наделил дополнительными функциями Минобороны, а воссоздал существовавшую во времена СССР практику, когда за всю военную инфраструктуру отвечают военные. И если в 80-х годах прошлого столетия эти функции имели и промышленные министерства и ведомства (они оперативно курировались Минобороны), то сейчас, видимо, достигнута сверхцентрализация этого процесса – строительство всех военных объектов будет курировать только одно ведомство, руководимое Сергеем Шойгу.

С одной стороны, в этом есть свои плюсы. Спецстрой, который возник на многочисленных обломках советских оборонных ведомств и погрязший в коррупции, ликвидирован. Значит, по крайней мере больших объемов хищений государственных средств не будет. Сейчас строительные функции выполняют возрожденные в прошлом году военно-строительные отряды (ВСО), которыми руководит, по сути, одна структура – Главное военно-строительное управление (ГВСУ) Минобороны. Другие управленческие организации в сфере строительства (это около 12 ФГУПов), которые унаследовали функции Спецстроя, будут по количеству работающих в них чиновников значительно меньше. Плюс сюда примыкают Железнодорожные войска в составе Тыла Вооруженных сил.

Таким образом, именно ГВСУ и ФГУПы, замыкающиеся на министра обороны, будут управлять ресурсами. И за все промахи – лишние траты, коррупцию и т.п. – спросят именно с руководителей этих организаций.

Свою эффективность в условиях постсоветского времени ВСО и им подобные организации уже показали. Они восстановили ветку железной дороги от Сочи до Сухума, когда РФ признала в 2008 году независимость Абхазии. В прошлом году железнодорожные части и подразделения Вооруженных сил РФ восстановили транспортную ветку в обход Украины. И ни одного масштабного случая коррупции, как это было со Спецстроем при строительстве космодрома Восточный или военно-морской базы в Новороссийске, не было вскрыто.

С другой стороны, проблема в том, что такие организационные рамки в военно-строительной индустрии вряд ли отвечают запросам рыночной экономики. «Производительность и качество труда в ВСО во времена СССР, за редкими исключениями, всегда были не на высоком уровне», – отмечает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков. По его мнению, есть опасность и раздувания бюрократического аппарата. Эксперт напоминает, что почти год назад президент в связи с упразднением Спецстроя и так увеличил штаты Минобороны почти на 13 тыс. человек. А на прошлой неделе издан новый указ президента, который увеличил штат центрального аппарата Минобороны на 200 человек, которые будут отвечать за управление в сфере военного строительства. Не многовато ли?   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Шансы избежать спада пока сохраняются

Шансы избежать спада пока сохраняются

Михаил Сергеев

Самая больная точка – жилищное строительство

0
1301
Расследование гибели рейса MH17 пошло  по ложному следу

Расследование гибели рейса MH17 пошло по ложному следу

Александр Шарковский

Минобороны РФ представило новые данные по делу крушения "Боинга" над Донбассом

0
3066
Пока не похоронен последний солдат…

Пока не похоронен последний солдат…

Владимир Щербаков

В Минобороны РФ и Российском военно-историческом обществе рассказали о результатах последних поисковых экспедиций

0
2150
Военное усиление США в Греции станет сигналом Москве

Военное усиление США в Греции станет сигналом Москве

Игорь Субботин

Политика Турции вынуждает Вашингтон укреплять связи с Афинами

0
1289

Другие новости

Загрузка...
24smi.org