0
2047
Газета Политика Печатная версия

15.01.2020 20:21:00

Транзитное Послание Федеральному собранию

Реформа Конституции ведет к управляемой политической дестабилизации

Тэги: президент, послание, реформа, конституция, политика. госдума, власть


президент, послание, реформа, конституция, политика. госдума, власть Фото сайта kremlin.ru

Главные конституционные изменения в Послании президента были изложены пунктиром. Пока непонятны прежде всего место Госсовета в вертикали и объем полномочий, а также процедура назначения премьера и формат его подотчетности Госдуме. Более понятно, что уже запущен процесс транзита власти – и это все-таки «внутренний» вариант. А потому одним из первых его последствий должна была стать определенная политическая дестабилизация. Впрочем, отставка правительства показала, что эта ситуация была просчитана заранее, то есть Кремль рассчитывает, что турбулентность будет управляемой.

16-е по счету Послание президента Владимира Путина Федеральному собранию разделилось на две части. В первой прозвучала анонсированная ранее социальная направленность. Глава государства показал его гражданам исходящую лично от него заботу о них.

Правящему же классу была адресована вторая часть – предложения о переформатировании через поправки к Конституции нынешней конструкции власти. Однако начал Путин с инициативы, которая, по мнению Кремля, причем вполне адекватному, встретит консенсусное одобрение всех системных партий. «Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции», – огласил президент свою первую поправку. Он сделал это после того, как заявил о незыблемости основ конституционного строя страны, а значит, отсутствии необходимости принимать новый Основной закон.

Вторая поправка – это «национализация элиты». Высшим чиновникам будет категорически запрещено иметь не только иностранное гражданство, но и вообще какую-либо иную устойчивую связь с заграницей. А подпункт «б» – это дополнительное введение для кандидатов в президенты ценза оседлости в размере 25 лет непрерывного проживания на территории России. Третья же поправка была ожидаемой: Путин, как и предполагалось, поддержал отмену наречия «подряд» в отношении двух президентских сроков. Поскольку он опять подчеркнул, что не считает данное слово сколько-нибудь важным, то прежние подозрения, что все как раз наоборот, только укрепились.

Четвертая инициатива президента по поводу Конституции в принципе тоже не стала сенсационной. «Считаю необходимым закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами», – сказал Путин, заметив, что при этом полномочия и возможности местного самоуправления должны быть расширены. Однако само новое понятие, им предложенное, так и осталось нерасшифрованным.

В середине потока предложений оказалась поправка, так сказать, для людей. В Основном законе появится четкое указание, что минимальная зарплата не может быть ниже прожиточного минимума. Эта норма и так уже имеется в законодательстве РФ, так что, собственно, ничего и не меняется. Просто теперь социальная ориентированность Конституции как бы повысится, тем более что там запишут и обязательный принцип «достойного пенсионного обеспечения». Президент в связи с этим высказался, что имеется в виду регулярная индексация пенсий, но не уточнил, как это сделает их достойными.

Все остальные конституционные поправки предназначались уже политическому сословию – и вот они как раз и остались наиболее непонятными. При изменении баланса властей всегда необходимо понимать, каким становится новый объем их компетенции, а главное – каковы процедурные тонкости новых взаимоотношений между ветвями и госорганами. Например, для повышения роли губернаторов в Конституции появится Госсовет, по словам Путина, с соответствующим статусом и ролью. Но с какими, пока неясно. Впрочем, ключевой вопрос не в этом. Дело в том, что главы регионов, за небольшим исключением, уже не являются пассажирами местных политических лифтов, это в основном назначенные федеральным Центром управленцы. Таким образом, получается, что президент создает орган, сплошь состоящий из своих людей. Если Госсовет получил серьезные полномочия, то роль, например, его председателя во власти также окажется весомой.

То есть скорее всего 15 января стартовал тот процесс, который называется то ли трансфертом, то ли транзитом власти, в результате которого, как предрекает большинство экспертов, Путин может уходить с нынешнего своего поста, оставаясь при этом у руля государства. В этом контексте более очевидными становятся и прочие инициативы из Послания. Например, право Госдумы не давать согласия президенту, а самой утверждать премьера и всех членов кабинета. Президент будет обязан их утвердить, заметил Путин, но затем рассказал о следующей поправке – безоговорочном праве главы государства отправлять в отставку и главу правительства, и любых министров. Но ни одного слова не было сказано о том, кто будет выдвигать для Госдумы кандидатуру этого главы.

При этом исключительные полномочия президента по силовикам сохраняются, хотя он и будет расставлять их на посты после консультаций с Советом Федерации. В таком же режиме, объявил Путин, можно проводить и назначения региональных прокуроров, чтобы надзорная вертикаль оставалась строго федеральным институтом. Кстати, сенаторам предлагается дать полномочия и отправлять в отставку судей Верховного и Конституционного судов – опять по представлению президента. Но КС дается право тормозить любые законы и иные нормативные акты до их вступления в силу – и снова по запросу президента.

Под конец Путин еще раз вспомнил о народе и объявил, что все предложенные им поправки, а также другие, которые еще могут появиться, необходимо провести через голосование граждан, в результате чего они, возможно, могут и сильно видоизмениться. И сразу после Послания среди чиновников и политиков возникла дискуссия – означает ли это референдум или нет. Скажем, председатель Госдумы Вячеслав Володин сначала говорил именно так, но глава ЦИК РФ Элла Памфилова поясняла, что речь идет об иной форме волеизъявления граждан. Несистемная оппозиция закричала о предстоящих фальсификациях в ходе разного рода электронных форматов. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков хотя и отверг возможность референдума, но не сказал, что будет вместо него. В Госдуме уже пошли разговоры, что все изменения в Основном законе произведут летом.

Это означает, во-первых, крайне жесткую губернаторскую кампанию, а во-вторых, настоящую битву за плацдармы перед выборами в Госдуму 2021 года. То есть получается, что конституционные инициативы Путина погрузили страну в ситуацию быстрой политической дестабилизации. Однако авральная отставка правительства Дмитрия Медведева показала, что Кремль надеется сохранить в своих руках управление этим разворачивающимся кризисом. 

Продолжение темы


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Коммерсант" вскрыл правду о доходах премьера Мишустина

"Коммерсант" вскрыл правду о доходах премьера Мишустина

0
647
О каких поправках в Конституцию не сказано в Послании

О каких поправках в Конституцию не сказано в Послании

Иван Родин

Предложения по корректировке Основного закона обретают логику в контексте договора о союзе России и Белоруссии

0
548
В оппозиции ищут организаторов акции 1 февраля

В оппозиции ищут организаторов акции 1 февраля

Дарья Гармоненко

Власти согласовали митинг противников конституционной реформы

0
276
Политический маневр под видом конституционной реформы

Политический маневр под видом конституционной реформы

Илья Шаблинский

Предложения об изменении Основного закона – это лозунги, предостережения, авансы или посулы, адресованные различным группам электората

0
612

Другие новости

Загрузка...
24smi.org