Анатолий Григорьевич Лысенко на нашем телевидении – явление необычное, да и в нашей жизни, честно говоря, тоже; 80 лет на свете и 50 лет на ТВ – внушительные цифры. Казалось бы, полвека в телеиндустрии любого способны превратить в холодного циника и надменного небожителя, а он сохраняет верность идеалам и придерживается принципов, главный из которых – «Не будь сволочью».
Человек с невероятным нравственным и профессиональным авторитетом, живая история телевидения, последний из могикан, гуру – он прост и доступен в общении. Ни многочисленным заслугам (Госпремия, звания, ордена, премия ТЭФИ «За личный вклад в развитие российского телевидения»), ни многочисленным постам (от гендиректора ВГТРК в 90-х до гендиректора Общественного телевидения и президента Международной академии телевидения в настоящее время) не удалось это изменить. Никогда никакого пафоса, никогда никакого высокомерия – всегда юмор и интеллигентность, порядочность и профессионализм. И новые идеи.
Начинал Лысенко на Центральном телевидении внештатником (его высмотрели в студенческой самодеятельности МИИТа), продолжил редактором. Молодежная редакция ЦТ воспряла с его приходом – люди старшего поколения помнят замечательные передачи «молодежки» «Проспект молодости», «Диалог», «12-й этаж». А с созданной им в 1987 году программой «Взгляд» Анатолий Григорьевич попал прямиком в историю – и в учебники истории. «Взгляд» стал одним из символов перестройки, перевернув представление советских зрителей о телевизионной журналистике. Это была неизмеримо важная для обществ передача, люди жили от пятницы до пятницы в ожидании «Взгляда», пересказывали друг другу выпуски и сюжеты, изумлялись и восхищались, спорили… С тех пор имя Анатолия Григорьевича Лысенко прочно держится на слуху не только в профессиональном сообществе.
Уже 5 лет Лысенко руководит Общественным российским телевидением, собственно под его имя и созданным. Оно получилось необычным, по нынешним временам почти миссионерским: если коротко, ОТР ставит своей задачей вернуть людей в нравственное состояние («Мы стремимся к очеловечиванию социума»). На ОТР нет чернухи («Мы не хотим и не будем делать телевидение ЧП»), нет и так называемой паркетной съемки. Есть просветительская функция. И ориентация на всю страну, все 83 региона, а не на одно Садовое кольцо. Если Лысенко хотел сделать достойное телевидение – ему это удалось. Как и жизнь в целом.
«НГ»