0
175
Газета Печатная версия

23.09.2025 17:48:00

Политика Японии в области исследований и разработок

Как Страна восходящего солнца создавала фундамент научно-технологического процветания

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук

Тэги: япония, технологии, история, промышленность, экономика, разработки, исследования


япония, технологии, история, промышленность, экономика, разработки, исследования Хирокацу Акаги, директор Международной ртутной лаборатории Минамата, демонстрирует метод измерения содержания ртути в биологических материалах. Фото Reuters

После капитуляции в 1945 году перед Японией встала задача перестроить научно-техническую сферу под мирные цели. Оккупационные власти (GHQ) сначала запретили военные исследования и расформировали военные научные организации, но вскоре начали поощрять науку ради восстановления экономики. В эти годы формируется новая система науки и технологий: ориентация на гражданские исследования, восстановление университетов и создание новых институтов. Для преодоления утраченного научного потенциала Япония активно привлекает зарубежный опыт и специалистов, отправляет молодых ученых за границу и импортирует технологии.

Начало экономического чуда

Период с 1956 по 1970 год можно назвать эпохой высоких темпов роста. Государственная поддержка науки стала двигателем экономического роста. В 1956 году при Канцелярии премьер-министра было создано Управление по науке и технике (Science and Technology Agency, STA) – специальный орган для координации научно-технической политики. Увеличивался выпуск инженеров и исследователей, росли инвестиции в R&D, стимулировалось освоение зарубежных изобретений с упором на развитие собственных технологий.

В этот период Япония делает первые шаги в атомной и космической сфере: учреждается Японская комиссия по атомной энергии (1956), строятся исследовательские реакторы, а к концу 1960-х запущен первый спутник (1970) – символ полномасштабного вхождения Страны восходящего солнца в клуб ядерных и космических держав. В 1959 году создается первый правительственный Совет по науке и технике, призванный вырабатывать стратегию научного развития. Таким образом, на волне индустриализации наука рассматривалась как инструмент ликвидации технологического отставания и ускорения экономического роста.

Бурный экономический рост 1960-х выявил негативные побочные эффекты – промышленное загрязнение и энергетическую уязвимость Японии. В 1970-е ее государственная научная политика была нацелена на корректировку дисбалансов развития и реагирование на глобальные вызовы. Приняты строгие природоохранные нормы, финансируются исследования по экологии и охране здоровья.

После нефтяных шоков 1973 и 1979 годов приоритетом стали программы в области энергетики. Так, уже в 1974 году запущена масштабная программа Sunshine (исследования новых возобновляемых источников энергии), а в 1978 году – программа Moonlight (энергосбережение).

Одновременно государство инвестировало в перспективные промышленные технологии. Например, с 1976 года реализовывалась программа VLSI по развитию сверхбольших интегральных схем (полупроводников), что заложило основы будущего лидерства Японии в микроэлектронике. В 1970 году принят закон о создании наукограда Цукуба – к 1979 году туда было перенесено 43 научно-исследовательских института из 10 различных министерств. Цукуба стала крупнейшим научным центром, призванным стимулировать межведомственные исследования и развивать фундаментальную науку в сотрудничестве с промышленностью.

Технологический рывок

В 1980-е Япония вышла в мировые лидеры в высокотехнологичных отраслях. Однако западные страны упрекали ее в чрезмерной опоре на чужие фундаментальные исследования. Правительство Японии отреагировало курсом на «креативное использование науки и технологий», стимулируя собственные инновации.

В 1980-е запущены флагманские национальные проекты: программа пятого поколения ЭВМ (исследования в области искусственного интеллекта, 1982–1992), проекты по робототехнике, новые материалы и биотехнологии. Усилились инвестиции в фундаментальные исследования – значительная часть из них шла через гранты Японского общества содействия науке (JSPS) и новые институты. Японские технологии достигли мирового уровня в атомной энергетике, электронике, производстве суперкомпьютеров и космосе.

Так, в 1980-е были совершены прорывы в ядерном топливном цикле и запущены первые крупные космические аппараты. Важной тенденцией стала международная кооперация: Япония присоединилась к ряду глобальных проектов, в том числе к программе создания Международной космической станции (ISS). В 1987 году премьер Ясухиро Накасоне инициировал программу Human Frontier Science Program (HFSP) – международный фонд поддержки передовых исследований в области биологии.

К середине 1990-х стало ясно, что разрозненные меры поддержки науки нуждаются в стратегическом объединении. В 1995 году был принят Основной закон о науке и технологиях (Science and Technology Basic Law) – двухпартийная инициатива парламента, провозгласившая курс на превращение Японии в «наукоемкое государство». Закон был реакцией на так называемую теорию «безбилетника в фундаментальной науке» – осознание, что Японии пора перестать опираться лишь на импорт знаний и активнее развивать собственные передовые исследования.

Основной закон 1995 года обязал правительство каждые пять лет разрабатывать базовый план в сфере науки и технологий и наращивать финансирование науки. Уже первый пятилетний план (1996–2000) привел к существенному увеличению инвестиций. План включал программу подготовки 10 тыс. новых постдоков, масштабное обновление научного оборудования в университетах и рост фонда конкурентных грантов.

Выборочность и концентрация

В 2001 году в Японии прошла крупномасштабная реорганизация центральных органов власти, затронувшая и сферу науки. Бывшее Министерство образования объединилось с Управлением по науке и технике, образовав Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT). Одновременно при кабинете министров учрежден Совет по науке и технологии (CSTP) – высший координационный орган под председательством премьера, ответственный за выработку национальной научно-технической стратегии.

Эти шаги усилили роль государства как «штаба» научной политики. В начале 2000-х реализуются второй (2001–2005) и третий (2006–2010) пятилетние планы, которые увеличили инвестиции в науку до 24 трлн иен и 25 трлн иен соответственно. Принцип «выборочности и концентрации» стал руководящим – ресурсы направлялись на приоритетные направления и крупные центры. Во 2-м базовом плане правительство четко выделило четыре приоритетные области: биотехнологии и науки о жизни; информационно-коммуникационные технологии; экологию и нанотехнологии.

Были учреждены новые структуры для стратегического управления в смежных сферах: в 2004 году создан Штаб по интеллектуальной собственности, позднее – Штаб по космосу (2008) и океану. В 2004 году проведена реформа университетов – все национальные вузы получили статус корпоративных автономных учреждений, что должно было повысить их управленческую эффективность и стимулировать конкуренцию. Аналогично крупнейшие государственные научные институты (RIKEN, Национальные лаборатории и др.) были выведены из прямого подчинения министерствам и преобразованы в независимые административные институты (IAN) с большей свободой действий.

Результатом стали выдающиеся достижения: первый японский зонд «Хаябуса» успешно доставил образцы астероида (2010), профессор Синья Яманака совершил прорыв в биомедицине, открыв клетки, способные преобразовываться в различные виды клеток организма, iPS-клетки (Нобелевская премия, 2012). Япония неоднократно лидировала в рейтингах суперкомпьютеров (система K Computer стала № 1 в мире в 2011-м).

Однако трагедия Великого восточнояпонского землетрясения и аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году поколебали общественное доверие к технологиям и вызвали пересмотр политики в области энергобезопасности и кризисного прогнозирования. В целом нулевые годы прошли под знаком усиления стратегического планирования науки на высшем уровне и интеграции науки в экономическую политику.

13-451-1-2-t.jpg
Суперкомпьютер «Фугаку» занял первое место
в рейтинге супер-PC в мире в 2020 году.
Фото с сайта www.riken.jp
Министерства и ведомства

Главным проводником государственной научной политики является MEXT – Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий. Оно было образовано 6 января 2001 года. В системе MEXT работает несколько важных организаций, ответственных за финансирование науки.

Японское общество содействия науки (JSPS) – старейшая из них, основана еще в 1932 году. JSPS управляет грантовой программой KAKENHI, из которой финансируется львиная доля фундаментальных исследований в университетах. Так, более половины бюджета на базовую науку через эти гранты получают национальные университеты.

Японское агентство науки и технологий (JST) – другой крупный институт при MEXT, ориентированный на приоритетные научно-технические проекты. JST известна программами по развитию перспективных технологий и междисциплинарных исследований, а также управлением международными научными сотрудничествами. В 2003 году JST получило статус независимого административного института, что дало больше гибкости в поддержке инновационных проектов.

Помимо них, под эгидой MEXT действуют специализированные организации: RIKEN (Институт физико-химических исследований) – ведущий национальный научный центр, славящийся исследованиями от физики высоких энергий до биологии; JAXA – аэрокосмическое агентство, сформированное в 2003 году слиянием нескольких космических институтов, отвечает за космические исследования и разработку ракетно-космической техники.

Важно подчеркнуть баланс государственного и частного секторов в финансировании науки. В Японии значительную часть (более 70%) общих расходов на R&D традиционно обеспечивают частные компании. Крупные корпорации (автопром, электроника, химия и др.) ежегодно вкладывают большие средства в прикладные исследования и разработки новых продуктов. Государство же концентрируется на финансировании фундаментальной науки, университетских исследований, а также на поддержке прорывных направлений, не охваченных бизнесом из-за высоких рисков или отдаленной отдачи.

С середины нулевых годов в системе финансирования произошли структурные изменения: увеличилась доля конкурсного грантового финансирования вместо автоматического базового бюджета университетам. Принципы «конкуренции» и «выборочной концентрации» привели к тому, что средства концентрируются в ведущих вузах и проектах, признанных правительством приоритетными.

Итак, при рассмотрении приоритетов финансирования науки в Японии исторически можно выделить сменяющиеся акценты.

В 1950–1960-е основной упор бюджета делался на промышленно-технологические нужды – развитие инфраструктуры исследований при предприятиях, создание национальных лабораторий по ключевым отраслям (сталь, судостроение, электроника), обучение инженерных кадров.

В 1970-е резко возросло финансирование экологических и энергетических проектов (программы Sunshine, Moonlight), на которые правительство выделяло сотни миллиардов иен через METI.

1980-е ознаменованы значительными вложениями в информационные технологии (проект супер-ЭВМ и ИИ) и точные науки – государство субсидировало консорциумы компаний для развития микропроцессоров: к концу 1980-х японские фирмы доминировали на рынке систем компьютерной памяти.

После 1995 года, с запуском базовых планов, доля фундаментальных исследований в бюджете заметно возросла. Появились крупные целевые программы, например «План 10 тысяч постдоков».

В 2010-е приоритет финансирования сместился к задачам инноваций для общества: в бюджете появились строчки на поддержку стартапов, региональных кластеров, «мегагранты» для привлечения выдающихся ученых из-за рубежа. Также в ответ на старение населения растут инвестиции в медицинские исследования (геронтология, регенеративная медицина) и робототехнику для ухода за пожилыми.

Таким образом, финансирование науки в Японии эволюционировало от наращивания объемов – к более сложному управлению качеством этих вложений, пытаясь достичь баланса между широким развитием науки и точечным решением стратегических задач.

За послевоенную историю в Японии реализован целый ряд крупных научно-технических программ. В энергетике – кроме упомянутых Sunshine/Moonlight – можно выделить Cool Earth 50 (инициатива 2007 года по сокращению выбросов парниковых газов на 50% к 2050 году, стимулировавшая разработки в чистой энергетике) и недавнюю программу по водородной экономике. В области разработок систем искусственного интеллекта в нулевых работала программа Real World Computing, в 2010-х – программы развития суперкомпьютеров (создание суперкомпьютера Fugaku, занявшего 1-е место в рейтинге супер-PC в мире в 2020 году). В биомедицине – «Проект Гуманного технополиса» (Human Technopolis) в 1990-х, серия программ по геномике (первое секвенирование генома риса и человека с участием Японии), а также долгосрочный проект «Иммунология для будущего».

В космосе – национальная лунная программа SELENE (спутники «Кагуя» вокруг Луны, запущены в 2007 году), проект Martian Moons eXploration (MMX) – будущая миссия к спутникам Марса. Эти программы отражают постоянное стремление Японии быть на переднем крае научного прогресса и использовать науку для решения стратегических задач.

Новые вызовы, старые проблемы

В XXI веке перед Японией стоят новые вызовы, на которые научная политика должна дать ответ. Среди них на первом месте – демографические проблемы: стремительное старение населения и сокращение трудовых ресурсов. Правительство делает ставку на цифровизацию и роботизацию, чтобы повысить производительность и компенсировать нехватку рабочей силы. В рамках стратегии Society 5.0 продвигаются технологии искусственного интеллекта, автономные системы, роботы-помощники для ухода за престарелыми, умные медицинские устройства для удаленного мониторинга здоровья. Япония уже сейчас – мировой лидер по числу робототехнических решений в медицине и социальной сфере.

Кроме того, значительные инвестиции направляются в биомедицину, чтобы продлить активное долголетие граждан: программы по геронтологии и регenerative medicine (например, исследования стволовых клеток). Цель – не только лечить болезни старости, но и обеспечить пожилому населению самостоятельность и высокое качество жизни, снижая при этом нагрузку на экономику.

Вторая крупная область – зеленые технологии и устойчивое развитие. Япония взяла на себя обязательство добиться углеродной нейтральности к 2050 году, и научная политика перенастраивается на эту цель. Правительственные программы поддерживают разработки в области возобновляемой энергетики (офшорная ветроэнергетика, солнечные панели нового поколения, геотермия), водородных технологий (переход транспорта и промышленности на водородное топливо, улавливание CO2), умных энергосетей и накопителей энергии (суперконденсаторы, улучшенные аккумуляторы).

Также после аварии на «Фукусиме-1» идет поиск более безопасных ядерных решений – исследования по реакторам малого модульного типа, термоядерному синтезу (ITER) и другим инновациям.

В области экологии на передний план выходят технологии циклической экономики – переработки отходов, очистки воды, восстановления экосистем. Япония, как островное государство, активно инвестирует в морские исследования: океанические наблюдательные сети, предупреждение стихийных бедствий (совершенствование систем раннего оповещения о землетрясениях и цунами).

Цифровая трансформация – еще одна ключевая составляющая современной политики. В 2021 году правительство Японии создало Агентство цифровых технологий. Научная сфера тоже цифровизируется: развиваются национальные дата-центры для открытой науки, платформы для обмена большими данными исследований. Особый акцент – на искусственном интеллекте. Принята Всеяпонская стратегия по ИИ, которая объединяет усилия MEXT, METI и частного сектора для продвижения японских решений в области автоматизации, компьютерного зрения, обработки естественного языка (учитывая языковые особенности японского).

В 2020-х в ответ на глобальный дефицит микрочипов и геополитические риски Япония запустила программу возрождения полупроводниковой индустрии на своей территории, включая создание новых исследовательских консорциумов (при поддержке компании TSMC на юге Японии) и центров дизайна чипов. Эти усилия напрямую диктуются соображениями экономической и национальной безопасности.

Наконец, социальная ориентация науки стала более явной. Концепция «наука для общества» реализуется через поддержку исследований в гуманитарно-технологическом разрезе: урбанистика (умные города для комфортной жизни пожилых), сельское хозяйство (агротехнопарки и биотехнологии для устойчивого продовольствия), образование (новые методики STEM-обучения для подготовки кадров цифровой эпохи).

Правительство Японии стремится вовлечь общество в обсуждение научных приоритетов – практикуются общественные слушания по биоэтическим вопросам (например, редактирование генома), популяризируются достижения науки через национальные музеи и фестивали. Это важно, учитывая прошлый опыт кризисов доверия, как было с ядерной энергетикой.

Опыт японской научной политики демонстрирует сочетание дальновидного государственно-стратегического планирования и готовности к реформам в ответ на внутренние и внешние изменения.


Читайте также


Вашингтон получит TikTok, но пойдет на уступки по Тайваню

Вашингтон получит TikTok, но пойдет на уступки по Тайваню

Владимир Скосырев

Дональд Трамп поставил на паузу американские поставки оружия властям острова

0
1099
Как Иван Грозный и Петр Великий вернулись в национальные символы

Как Иван Грозный и Петр Великий вернулись в национальные символы

Марат Бисенгалиев

Славянский вопрос и судьбы панславизма в Советском Союзе при Сталине

0
1100
Немцы смирились с неизбежностью урезания социальных расходов

Немцы смирились с неизбежностью урезания социальных расходов

Олег Никифоров

Бюджет с ростом трат на оборону население Германии одобрило

0
1907
Иран возвращается к состоянию осажденной крепости

Иран возвращается к состоянию осажденной крепости

Игорь Субботин

Тегеран ищет ответ на восстановление санкций Совбеза ООН, существовавших до ядерной сделки

0
1593

Другие новости