0
738
Газета Акцент Интернет-версия

05.11.2002 00:00:00

Пьедестал для Сорокина

Тэги: сорокин, литература


Осень - время подсчета цыплят, подбивания клиньев и бабок. Осень - время, когда поминальные листы литературных премий, согласно законам физики, сжимаются при похолодании. Из длинных свитков составляют малый джентльменский набор - такой, какие были у всех командировочных: бритва, кипятильник, смена белья.

Одни и те же имена кочуют по разным командировочным портфелям. В букеровском списке остались Дмитрий Бортников, Сергей Гандлевский, Александр Мелихов, Вадим Месяц, Олег Павлов и Владимир Сорокин. Эти имена на слуху у профессионалов, они, профессионалы, читали номинантов и писали о них. И о прозе Гандлевского с его интеллигентско-городским романом "НРЗБ", и об армейской прозе Олега Павлова, и о петербургском человеке Мелихове с его "городской" прозой они, профессионалы, писали, и о повествовании Месяца с длинным названием "Лечение электричеством. Роман из 84 фрагментов Востока и 74 фрагментов Запада", и о прошлом финалисте "Национального бестселлера" Бортникове. Профессионалы-то знают, но для "людей с улицы" знакомое имя - Сорокин. Самого романа "Лед" обыватель не читает. Зато он помнит связь Сорокин - унитаз - порнография - "Идущие вместе" - свобода слова.

Глянцевый журнал "GQ" проводит свое голосование - в коротком списке у них Акунин, Гандлевский, Генис, Костюков, Лимонов, Липскеров, Сорокин.

Модный журнал выбирает писателя года. Впервые в России писательская номинация - одна из десятка других. Писатели стоят рядом с телеведущими, политиками, толстосумами и прочая, и прочая. Именно поэтому показателен набор людей из "глянца". Кого посадить "в телевизор", если надо спросить о высоком?

Ну, Акунин. Ну, Лимонов. Ну, Сорокин. Они будут кочевать из списка в список. Народные премии будут отмечать PR-писателя, профессиональные отмечать его же в силу профессиональной солидарности. Политика будет двигать Сорокина к букеровской награде так же очевидно, как в Европе премия найдет писателя, пишущего о Холокосте. Жюри различного калибра будут руководствоваться в своем выборе не текстом, а символом. Давать премию не "вчистую", а с утешительным привкусом "за гонения".

Сдается, что спасение литературных премий в их дроблении. Время универсальных премий "За литературу вообще" прошло - потому как нет литературы вообще, границы нечетки и размыты, а национальный бестселлер все же Александра Маринина, кому бы ни давали одноименную премию.

Пусть модный "GQ" выбирает писателя - джентльмена года. Пусть журнал "Рыболов-спортсмен" даст премию писателю с удочкой, пусть будет премия за самую кровавую драму, премия за самый толстый роман и еще за тот, в котором все персонажи политкорректны. Пусть будет премия за лучшую книгу о животных. Только четкость номинации обеспечит бесспорный выбор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Более 20 миллионов частных игроков на бирже в России пока теряют средства даже в период роста рынка

0
563
Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Андрей Мельников

В Екатеринбурге увековечили память о неоднозначном церковном деятеле

0
580
Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Михаил Сергеев

Россия обладает определенным иммунитетом к повышению американских экспортных пошлин

0
821
Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Дарья Гармоненко

Левая оппозиция ставит только вопрос о Telegram, "Новые люди" пока отмалчиваются

0
724