0
792
Газета Акцент Интернет-версия

20.04.2004 00:00:00

Трубный глас

Тэги: таганка, история, миф, интеллегенция


таганка, история, миф, интеллегенция Время проходит, а Любимов остается.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Таганке – 40. 23 апреля театр встретит свой юбилей. Значение этого события выходит за рамки официозной юбилейщины, так же как понятие «Таганка» выходит за рамки театра.

Немного истории... 1949 год: Бертольт Брехт в советской оккупационной зоне Берлина показывает свою пьесу «Мамаша Кураж и ее дети», так начинается звездный путь «Берлинер ансамбля». 1956 год: Джордж Стреллер ставит «Трехгрошовую оперу» в своем, малоизвестном тогда, «Пикколо театро ди Милано». 23 апреля 1964 года: Юрий Любимов интерпретирует Брехта на сцене Щукинского училища; студенты-выпускники Высоцкий, Губенко, Золотухин и компания в одночасье становятся героями, зонги переходят в разряд русских народных песен, а «Добрый человек из Сезуана» превращается в легенду отечественного театра. Любимов шел в ногу со временем – как один из художников-реформаторов. Ведь режиссерская практика Брехта была тогда примером для подражания повсюду, вплоть до самых глухих уголков Европы.

Есть история Таганки как театра. Это история пересадки Брехта – теоретика, драматурга и режиссера – на русскую почву. И, если смотреть с этой точки зрения, Таганка давным-давно уже не актуальна, потому что и Брехт кончился, и спор с ним.

Есть история Таганки как политического явления. Исходные условия – советская власть плюс интеллектуальная оппозиция. В закрытом обществе диссидентский окрас принимало все что угодно – от значков города Галича до шекспировского «Гамлета». И в этом контексте Таганка сегодня актуальна вновь. Потому что вновь актуальна ситуация политической несвободы. А значит, интересен и пример борьбы художника с ней.

И есть, наконец, миф. Один из самых важных для понимания советской культуры сопротивления. Это миф о том, что актер может прокричать горькую правду-матку, а народ и власть услышат его искренний вопль. Эта идея, конечно, отошла в область преданий старины глубокой вместе с отжившей свое интеллигенцией. Потому как интеллигенция и была единственной питательной средой для трубных гласов: она их издавала, она же их и слушала.

Увы. Нам о Таганке остается только мечтать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
546
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
652
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
780
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
768

Другие новости