0
923
Газета Акцент Интернет-версия

31.03.2006 00:00:00

Кабинет герра Мюллера

Тэги: моцарт, юбиилей, спиваков, гийю, концерт


моцарт, юбиилей, спиваков, гийю, концерт Жан Гийю считает, что интерпретация должна быть глубоко личной.
Фото предоставлено пресс-службой ММДМ

5.04. Концерт Владимира Спивакова и Жана Гийю. Дом музыки.

Празднование юбилея Моцарта в России пошло на убыль, сплошной поток концертов сменился отдельными, порой очень интересными выступлениями. Как и раньше, можно наблюдать два полярно противоположных музыкальных подхода: одни полагают, что нужно детально изучить, как играли Моцарта раньше, и, по возможности, взять на вооружение эти приемы; другие говорят, что каждый имеет право на прочтение, сообразное только со своим личным вкусом, и ни с чем больше.

Один из таких исполнителей, полагающихся на себя, и только на себя, – Жан Гийю. Седовласый органист церкви святого Евстафия в Париже (той самой, где приняли крещение Ришелье и Мольер), ученик Мессиана, органных дел мастер, построивший для себя инструмент, который ездит с ним на гастроли (конечно, не по России), композитор, теоретик, импровизатор. В своей книге об органе он прямо говорит, что интерпретация должна быть личной, и если это действительно так, то не возникает вопросов, прав музыкант или нет. Обычно его выступления заканчиваются импровизациями, так будет и на этот раз, 5 апреля, в Светлановском зале ММДМ.

Сочинения выбраны нетривиальные: в первом отделении Гийю вместе с Владимиром Спиваковым, Евгением Стембольским (скрипка) и Дмитрием Прокофьевым (виолончель) исполнит церковные сонаты Моцарта. Это обаятельные одночастные пьесы, которые исполняли в Зальцбурге на мессе между чтением из апостольских Посланий и Евангелия. В этих сонатах Гийю выступит как аккомпаниатор, но во втором отделении он останется на сцене один и будет играть дивные моцартовские Фантазии, история которых могла бы привлечь Дэвида Линча или Коллет-Серра.

В Вене в конце XVIII века жил граф Йозеф Дейм фон Штритетц. Однажды он подрался на дуэли, убил своего противника, бежал из города и вновь появился под вымышленным именем: теперь его звали Мюллер. Гордостью господина Мюллера было собрание восковых фигур, которые он сам и отливал; в его галерее были выставлены весьма разнообразные экспонаты – символичные композиции (Венера, наблюдающая за полуобнаженной спящей Грацией), копии античных статуй и т. п. Отдельный зал был посвящен памяти фельдмаршала Гедеона Лаудона, австрийца, отличившегося в Семилетней войне. По мнению хозяина, в этом мемориальном зале для большего эффекта требовалось звуковое сопровождение, и с этой целью здесь разместился механический орган. Дело было только за музыкой, и, не раздумывая особенно долго, г-н Мюллер обратился с просьбой не к кому-нибудь, а к Моцарту.

Так появилась Фантазия фа-минор, KV 594. Возможно, по заказу того же г-на Мюллера несколько позднее (в год смерти!) Моцарт написал еще одну Фантазию для этого мавзолея, и если первая просто хороша, то вторая поистине уникальна. Трудно себе представить, как действовали в том кабинете ее жуткие, пронзительные аккорды и монументальная полифония, – особенно когда после смерти Моцарта там появилась и его статуя: г-н Мюллер сам снял гипсовую маску с лица композитора и приобрел его платье.

Вообразите картину: новый застывший экспонат в пустом зале слушает музыку в исполнении органа с часовым механизмом┘ Позднее маску Моцарта, по слухам, разбила Констанца, а статуя загадочным образом исчезла. При этом величественная Фантазия, по силе своей сравнимая и с «Дон Жуаном», и с Реквиемом, как будто по сей день сохранила в себе пугающую атмосферу своего первого «концертного зала».

Поскольку написана она для механического органа, живым людям играть ее крайне трудно. Ее исполняют редко и обычно в четырехручном переложении. Но, конечно, Жан Гийю, который завершит программу этим произведением, будет играть ее один. Нельзя вообразить себе более достойный органный финал в концерте из сочинений Моцарта, потому что более поразительных органных пьес у него просто нет. Однако Гийю собирается после Фантазии импровизировать на моцартовские темы, и это кажется большим, большим риском. Тем не менее этот музыкант точно знает, что делает, и если уж он отваживается играть свои сочинения после фа-минорной Фантазии (KV 608), значит, у него наверняка есть убедительная, еще не известная нам идея.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1147
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3090
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1744
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2092

Другие новости